МОСКВА, 2 июл - ПРАЙМ. Россия и Франция предварительно согласовали размер неустойки, которую Париж выплатит за непоставку "Мистралей", рассказал источник в сфере военно-технического сотрудничества. Позже помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин подтвердил данную информацию, заявив, что переговоры двух стран вступают в завершающую стадию, уже в ближайшее время будет подписан соглашение о возврате денег.
Первоначально в контракте была прописана сумма выплат на случай непоставки вертолетоносцев, она составляет от 3 до 10 миллиардов евро.
"Похоже, в ситуации с "Мистралями" наконец забрезжил свет в конце тоннеля. К сожалению, забыть эту не слишком красивую историю быстро не получится. И дело, разумеется, не в самих "Мистралях", которые сейчас России и не особенно нужны. Дело, что называется, в принципе: соглашения надо выполнять. Скажу прямо: от французов мы этого не ожидали. Но у наших стран давние хорошие отношения, и нужно двигаться дальше", - сказал член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич.
Французы против
Французские СМИ осуждают политику своей страны по вопросу "Мистралей". В частности, бытует мнение, что ситуация на Украине (официально Париж увязывает передачу кораблей с прогрессом в урегулировании конфликта на Донбассе) не может служить достаточно веской причиной для отказа от своих обязательств по контракту.
"Нелепый предлог об украинском конфликте и о якобы вмешательстве в него России, использованный страной, которая вмешивается в кризис в Сирии, вооружая террористов Фронта ан-Нусра (филиала "Аль-Каиды") и призывая к свержению законного правителя, говорит о степени лицемерия французского правительства", - говорится в статье французского издания AgoraVox.
Между тем, для судостроения самой Франции непоставка "Мистралей" Москве - огромная проблема не только политического характера. Депутат Европарламента, лидер партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен 24 июня во время своей пресс-конференции подчеркнула, что Франции следует развивать судостроительную отрасль, однако страна, наоборот, вредит сама себе, отказываясь, например, от исполнения контракта по поставке России кораблей "Мистраль".
"В области судостроения мы стреляем себе в ногу, буквально растаптывая такие контракты, как с российскими "Мистралями", — заявила Ле Пен.
Огласите всю сумму, пожалуйста
Еще одно французское издание Challenges на прошлой неделе писало со ссылкой на источники в правительстве, что Франция намерена выплатить России не более 1 миллиарда евро. Ни о каких "от трех до десяти миллиардов", прописанных первоначально в контракте, речи не идет.
По данным журнала, контракт, подписанный сторонами, предусматривает максимальные штрафы в размере 250 миллионов евро в случае отказа от передачи кораблей. Но Россия требует возврата уже уплаченных ею 890 миллионов евро, а также 300 миллионов за компенсацию на модернизацию вертолетов ОКБ Камова (модификация вертолетов серии Ка-52 "Аллигатор" - ред.) и их портов. В сумме размер компенсации достигает 1,2 миллиарда евро, в то время как Франция настаивает на планке в размере один миллиард.
"Существует другая трудность: нужно будет восстановить российское оборудование, уже установленное на кораблях "Севастополь" и "Владивосток", что будет стоить около 30 миллионов евро за одно судно. Москва также требует права на ознакомление с документацией относительно будущего получателя кораблей, в то время как Париж лишь предлагает "консультации" российской стороне", - подчеркивает издание.
А были ли технологии?
До сих пор не разъяснилась и ситуация с передачей российской стороне обещанных технологий строительства вертолетоносцев. В середине июня директор департамента военно-технического сотрудничества ОСК Алексей Дикий сообщил, что технологию крупноблочной сборки, использовавшуюся при строительстве "Мистралей", французы передали.
"По контракту между Министерством обороны РФ и французской DCNS есть три типа технологий, которые передавались. Есть три субъекта, которые получали эти технологии, по поводу первых двух нужно обращаться в Минобороны, а третьим являются "Адмиралтейские верфи", это технология крупноблочной сборки, использовавшаяся при строительстве "Мистралей", — заявил Дикий.
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров опроверг эту информацию: "Какую технологию мы получали? Производство корпусов - так мы блочные конструкции и до этого умели делать, у нас просто не было заказа. Мы как раз поставили кормовую и переднюю часть", - добавил он.
Так или иначе Невское проектно-конструкторское бюро уже заявило о том, что разработало проект десантного корабля, который сможет стать достойной заменой Французским "Мистралям". Производство новинки может начаться уже в 2016 году.
"Универсальный десантный корабль проекта "Прибой", разработанный Невским ПКБ, будет обладать водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и сможет нести до восьми вертолетов Ка-27 и Ка-52К. Строительство планируется начать уже в 2016 году", - заявил источник из бюро, добавив, что на вооружении корабля будет стоять зенитный комплекс "Панцирь-М", "Прибой" сможет перевозить до 500 десантников и порядка 40-60 единиц техники.
Мистраль
"Мистраль" (Mistral) — десантный вертолетоносный корабль-док, универсальный десантный корабль-вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса "Мистраль" как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).
Назначение корабля — десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь.
Разработка проекта корабля типа "Мистраль" была начата во Франции в 1997 году в рамках исследований концепции национального корабля для амфибийных десантных операций — CNOA (Concept National des Operations Amphibies).
Контракт на поставку двух вертолетоносцев был заключен между французской компанией DCNS и "Рособоронэкспортом" в 2011 году. Стоимость контракта - 1,2 миллиарда евро. Первый корабль - "Владивосток" - должен был отправиться в Россию в 2014 году, второй - "Севастополь" - в 2015 году. Однако Франция не передала суда, сославшись на ситуацию на Украине, против передачи кораблей также активно выступают США. Россия ждет от Франции либо поставки кораблей, либо возврата денег.