МОСКВА, 10 авг - ПРАЙМ. Счетная палата РФ рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), направленных на финансирование инфраструктурного проекта РЖД "Приобретение тягового подвижного состава", сообщило ведомство в понедельник.
Использование средств ФНБ для приобретения тягового подвижного состава было утверждено распоряжением правительства 27 декабря 2014 года. По словам аудитора Валерия Богомолова, из-за ограниченных сроков указанное решение было принято без получения необходимого в таких случаях заключения Минэкономразвития и Минфина о целесообразности финансирования инвестпроекта. Соответствующее заключение было получено со значительным опозданием только 30 марта 2015 года.
Кроме того, ОАО "РЖД" не отправляло в Минтранс стратегическое обоснование инвестпроекта.
Из-за ограниченного срока подготовки проекта его паспорт не содержит детального плана мероприятий реализации проекта. Также он не соответствует впоследствии утвержденному протоколом заседания правкомиссии по транспорту в мае 2015 года детальному плану мероприятий и целевым показателям реализации инвестпроекта на 2015 год.
"По паспорту количество закупаемых в 2015 г. локомотивов равняется 467 единицам, согласно детальному плану этот показатель составляет 497 единиц. Необходимо внесение соответствующих изменений в паспорт проекта", - отметил Богомолов.
В свою очередь Минтрансом и Минфином не выполнены поручения президента Владимира Путина и первого вице-премьера Игоря Шувалова, в соответствии с которыми софинансирование инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ должно было быть проведено до 1 марта 2015 года. "Средства в размере 30 млрд рублей были переведены РЖД только 6 апреля 2015 года", - уточнил Богомолов.
Аудитор остановился на реализации инфраструктурного проекта во взаимосвязи с программой импортозамещения закупаемой РЖД продукции на 2015-2020 годы. На 2015 год в части номенклатуры продукции группы транспортного машиностроения предусмотрено приобретение импортозависимой продукции (по комплектующим) в инвестиционной программе РЖД по различным сериям тепловозов - от 60% до 80%, электровозов – от 65% до 80%. Программой импортозамещения предусмотрено постепенное снижение доли импортозависимой продукции по различным сериям локомотивов с перспективой доведения в 2020 году: по тепловозам до 15-30%, по электровозам до 25-30%.
Указанные темпы снижения объемов приобретения импортозависимой продукции не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта, а реализация проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя.
При выполнении детального плана мероприятий реализации инвестпроекта за 6 месяцев 2015 года не были достигнуты отдельные его показатели: поставщикам было переведено 20,0 млрд рублей вместо 23,4 млрд рублей (или 85,5% от плана). При плане поставки локомотивов в количестве 243 единиц фактически поставлено 212 единиц (или 87,2%).
В договорах на поставку локомотивов обоснования цены единицы электровоза (тепловоза) отсутствуют. Применяемая РЖД практика установления цен на локомотивы непрозрачна и основывается на ежегодной индексации ранее установленных цен. При этом расчетных материалов заводов-изготовителей, послуживших основанием для первоначального установления цен на локомотивы по договорам 2010-2014 гг., в РЖД нет.
Условиями договоров также предусмотрена возможность ежегодной индексации цен, что не соответствует заключению о целесообразности финансирования проекта за счет средств ФНБ, утвержденному МЭР и Минфином. Согласно этому документу, цены приобретаемых в 2015 году локомотивов зафиксированы.