ХАБАРОВСК/ВЛАДИВОСТОК/БЛАГОВЕЩЕНСК, 26 АВГ - ПРАЙМ. Объем импорта товаров на российский Дальний Восток с прошлого года существенно сократился из-за роста курса доллара, однако дефицита в регионе пока не ощущается. В этом году снизилась покупательная способность предприятий и граждан, но увеличилось количество иностранных туристов, которые едут на Дальний Восток за товарами класса "люкс", кроме того, в Китае увеличивается интерес к продуктам из России, а значит, есть перспективы производить и экспортировать востребованные товары.
Как сообщил РИА Новости представитель Дальневосточной таможни, за первое полугодие 2015 года стоимость импорта в ДФО составила 5,1 миллиарда долларов США или 51% товарооборота.
"Стоимостной объем импорта за этот период сократился в 1,6 раза по сравнению с первым полугодием 2014 года (8,2 миллиардов долларов США), физический объем также сократился в 1,6 раза - с 3,3 до 2,1 миллиона тонн", - отметил собеседник.
По его словам, крупнейшие импортеры на Дальнем Востоке – это КНР – 44% стоимости, Япония – 17%, Республика Корея – 11%, США – 6%. Главными импортируемыми товарами в регионе стали машины, оборудование и механизмы.
Жалоб на дефицит пока нет
Как рассказал РИА Новости член трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений при администрации Приморского края со стороны бизнеса Юрий Рыбалкин, снизилась покупательская способность всех организаций и предприятий региона, кроме тех, которые ориентированы на экспорт - металлургия, лес и рыбодобыча.
"Ощущается острая нехватка финансовых ресурсов, доходы падают, платить за поставки нечем, тем более за импорт. Соответственно, его объёмы снижаются. В наиболее плачевном состоянии в ближайшее время будут находиться зависящие от импорта аграрии, которые привозят гербициды и семена из-за границы, а также сельхозпроизводители. Также в тяжелом положении могут оказаться машиностроители и судоремонтные предприятия, которые импортируют комплектующие", - отметил Рыбалкин.
Председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов сообщил, что предприниматели пока не жаловались на дефицит импортных комплектующих или сырья.
"На дефицит пока никто не жаловался. Другое дело, что покупательский рынок сжался со снижением реальных доходов, это отражается и на предложении. Последствия этих процессов мы увидим через некоторое время. Надо принять во внимание, что сужается и кредитная база, а если кредитный рынок не работает, мы можем вернуться к бартеру", - сказал Шулепов.
На импортозамещение нужны годы
По мнению Шулепова, чтобы выполнить программу замещения импортных товаров отечественными, нужен не один год.
"Чтобы отреагировать на идею импортозамещения - нужно минимум 300 дней, чтобы получить разрешение, взять кредит, построить предприятие, оборудовать, найти работников. Импортозамещение можно начать с малого - с легкой промышленности. Но где взять помещение с приемлемой арендой, оборудование, специалистов? Фондовая вооруженность малого и среднего бизнеса устарела, лизинговых предложений по оборудованию для среднего бизнеса нет. У нас 20% населения самозанятые, безработица сокращается, и если хорошая швея работает на себя и шьет у себя на кухне, вытащить ее в промышленность будет сложно", - сказал он.
Кроме того, сознанию людей нужен переворот, они должны захотеть начать зарабатывать и получать прибыль, добавил он.
Предприниматели сокращают закупки товаров, но не всех
Предприниматели в связи с ростом курса доллара ожидают очередное снижение покупательского спроса и, как следствие, сокращение закупок товаров за рубежом. Первый виток сокращения продаж произошел еще в декабре 2014 года после падения курса рубля.
"Если еще осенью 2014 года мы привозили одежду два раза в месяц, то теперь один раз в три месяца. Сейчас спасает только то, что близится 1 сентября, и детей собирают в школу, поэтому мы получили большую поставку из КНР", - сообщила представитель магазина детской одежды во Владивостоке Алла Шкаренкова. Она отметила, что объем импорта во многих магазинах одежды, работающих с поставщиками из КНР, упал уже давно.
Руководитель интернет-магазина "Сакура" - одного из крупнейших оптовых поставщиков японских товаров на Дальний Восток - Галина Коцубинская отмечает, что с декабря продажи упали на 20%, многие предприниматели, которые закупали японскую и южнокорейскую косметику и бытовую химию, ушли с рынка.
"В Хабаровском крае закрылись в основном магазинчики на периферии – в Комсомольске-на-Амуре, Совгавани. Хабаровск пока в лучшем положении, но ситуация может ухудшиться. С 15 сентября еще ожидаем повышения закупочных цен на товары на 20%. Конечно, есть ряд товаров, например, детские подгузники или косметика для особого ухода за кожей, которую все равно будут покупать, но по другим направлениям покупатели начнут экономить и переходить на более дешевую продукцию", - сказала Коцубинская.
Руководитель мехового салона в Хабаровске, где продают элитные шубы из Греции, напротив, отметила повышенный спрос к дорогому меху.
"На дорогие и действительно качественные шубы спрос не упал, наоборот повысился. В кризис люди вкладывают деньги в ценные вещи. Так что закупки у нас не снизились, и мы продолжаем многолетнее сотрудничество с фирмами, имеющими имя и репутацию. Среди наших покупателей стали чаще встречаться граждане Китая, и они берут дорогие меха", - сказала собеседница.
Из Хейхэ в Благовещенск за покупками
В Амурской области после падения курса рубля увеличился поток туристов из КНР. Столицу Приамурья от китайского города Хэйхэ отделяет только река Амур, между двумя государствами здесь действует безвизовый режим. Жители приграничной провинции Хэйлунцзян активно едут в Благовещенск на шопинг.
"Популярны стали именно шоп-туры, первый всплеск был в декабре на фоне падения рубля, ситуация сохранилась, август традиционно считается пиком в туристическом бизнесе и сейчас туристов из КНР очень много",- сообщила РИА Новости исполняющая обязанности директора ГБУ "Агентство по туризму Амурской области" Виктория Королева.
Согласно данным опроса, проведенным агентством по туризму Амурской области в 2014 году, туристы из КНР в среднем тратят в Благовещенске по 3,5 тысячи юаней (около 37,8 тысячи рублей) с человека, 26% этой суммы жители Китая тратят на шоколад, еще четверть - на сувениры и 16% - на ювелирные украшения.
"В этом году мы такой опрос не проводили, но могу сказать, что китайские туристы стали покупать больше. Среди приоритетов - брендовая одежда, косметические средства с эффектом отбеливания, сладости. Благовещенскую таможню они пересекают просто с огромными коробками и сумками. Можно сказать, что с падением курса рубля ситуация поменялась: раньше из Благовещенска ехали в Хэйхэ за покупками, теперь наоборот"- рассказала Королева.
То, что из КНР едут на шопинг в Благовещенск, подтверждают и в туристических агентствах. "Едут со всей провинции Хэйлунцзян, останавливаются на ночь в Хэйхэ и дальше уже за покупками в Благовещенск"- сказал РИА Новости представитель агентства "Дальневосточный Феникс".
Тенденцию заметили и продавцы. "Скупают массово, на очень крупные суммы. Не только традиционный янтарь или шоколад, но и элитную косметику, парфюмерию... Из-за сегодняшнего соотношения рубля и юаня делать в России, в том числе в Благовещенске, такие покупки жителям КНР намного выгоднее. Приходят с готовыми списками, фотографируют ценники, приезжают семьями, с детьми"- обрисовали ситуацию в одном из торговых центров Благовещенска.
Кстати, вывески магазинов в приграничном Благовещенске еще зимой начали массово переводить на китайский язык.
По данным министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, в 2015 году область должны посетить около 70 тысяч туристов из КНР, 4 августа был установлен рекорд одного дня - впервые за последние десять лет через Благовещенскую таможню въехало 1,058 тысячи туристов из Китая.
Новые перспективы
Между тем, в сотрудничестве с Китаем для дальневосточных производителей открываются новые перспективы. Наши соседи заинтересованы в поставках экологически чистых продуктов из России.
"Пользуются спросом на территории КНР экологически чистые продукты: российская рыбная, молочная продукция, дикоросы и многое другое", - сообщил заместитель мэра Хабаровска по международным и внешнеэкономическим связям Александр Александров.
По его словам, накануне хабаровские предприниматели вернулись из соседнего китайского города Фуюань, где принимали участие в семинаре по электронной торговле в Китае. Учебу российских предпринимателей проводили специалисты китайской компании Alibaba - одной из крупнейших в мире организаций в сфере интернет-торговли. Всего обучение прошли сто человек, которые намерены заниматься трансграничной торговлей на китайских интернет-площадках, отметил собеседник.