МОСКВА, 11 сен - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российский авторынок еще не пришел в себя после кризиса, но уже успел получить еще один удар. Как сообщает аналитическое агентство "Автостат", с началом осени цены на свою продукцию подняли 20% производителей.
Причем началось это с "АвтоВАЗа": на 2,3—4% подорожали Lada Kalina и Kalina Cross, Lada Granta, внедорожники Lada 4×4, Largus и Largus Cross. UAZ Pickup подорожал на 6,6%. Затем о повышении цен объявили и зарубежные производители.
Бесспорно, рост цен на автомобили связан с колебаниями на валютном рынке. "Доллар с прошлого года вырос в два раза, а автомобили по данным за август подорожали всего на 20%", - напомнил эксперт по авторынку Игорь Моржаретто. Многие компании просто работали себе в убыток, поэтому теперь все подтягивают цены. Однако из-за слабого спроса, резко переписывать ценники никто не решается. "Вспомним, как это было в декабре 2014 года – тогда концерн General Motors, реализующий в России автомобили марок Opel и Chevrolet , взвинтил цены сразу на 40%. И где они теперь?" – напоминает эксперт. По его словам, сейчас автомобили будут дорожать не сразу, а постепенно, по 3-5%.
Растягивать малоприятный процесс повышения цен помогает локализация. Сейчас до 80% автомобилей среднего ценового сегмента производятся в России, и чем выше у компании степень локализации производства, тем больше ее "запас прочности".
Это правило абсолютно не подходит для премиальных брендов, поскольку большинство из них не обладают заводами в России. Как следствие, дилеры вынуждены закупать автомобили за границей по нынешнему валютному курсу. Однако выделить какую-то общую тенденцию для всего этого сегмента сложно из-за больших различий в маркетинговых стратегиях производителей.
Например, на днях фактически об уходе из России объявила Honda – продажи у нее упали на 78%. Не очень хорошо обстоят дела у Volvo – из новинок в последнее время они выпустили лишь обновленный кроссовер XC 90, но он, по мнению многих, неоправданно дорог. У официальных дилеров его цена начинается от 3 млн рублей в минимальной комплектации. Лучше других чувствует себя Lexus. Бренд вовремя предложил рынку новый компактный CUV Lexus NX, цена которого менее 2 млн рублей, а значит у компании есть шанс поддержать продажи на уровне прошлого года.
В любом случае, подорожание машин снижает и без того низкий спрос. По мнению Игоря Моржаретто, до конца этого года рынок останется в том же вялотекущем состоянии, что и сейчас. Будет продано порядка 1,5 млн автомобилей, и это нижний предел. "Меньше уже совсем печально – новых машин не хватит для минимально необходимого обновления автопарка. Если ничего в экономике кардинально не изменится, то же самое будет и в 2016 году", - допускает эксперт.
В целом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в августе 2015 года сократились на 19,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь-август было продано 1,052 миллиона автомобилей Это на 33,5% меньше по сравнению с годом ранее.