МОСКВА, 22 сен - ПРАЙМ. Госдума приняла закон, направленный на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции в России, более известный как четвертый антимонопольный пакет.
Этот закон наделяет правительство РФ полномочиями по установлению правил недискриминационного доступа к товарам, производимым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии.
Депутаты рекомендовали правительству при принятии акта, устанавливающего такие правила, определять срок их действия и условия внесения в них изменений. При этом должно быть обеспечено "соблюдение баланса интересов монополиста и потребителя во избежание роста цен и дефицита товаров", отметил глава думского комитета по экономической политике Анатолий Аксаков.
Законом, по словам депутата, расширяются возможности "не карательного, предупреждающего, предостерегающего действия" со стороны антимонопольных органов по отношению к хозяйствующим субъектам.
В то же время антимонопольной службе предоставляется право на основе постановления кабмина пресекать злоупотребления доминирующим положением на рынке. "В случае необходимости правительство должно принять постановление, и такие ситуации как "синдром Пикалева" больше не будут возникать, поскольку антимонопольная служба может на основе своих решений урегулировать возникающие конфликты", - пояснил он.
В отдельную главу выделены нормы о недобросовестной конкуренции, она детально описывает недобросовестные практики поведения на товарных рынках - например, дискредитация конкурента, распространение ложных, неточных, искаженных сведений, незаконное использование товарных знаков, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Понятие "картель" дополняется хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, в ФАС предусматривается создание коллегиального органа, в функции которого входит разъяснение практики применения антимонопольного законодательства и пересмотр решений территориальных органов в случае нарушения ими публичных интересов или единообразия правоприменения.
Законом уточняется порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и расширяется перечень лиц, участвующих в рассмотрении такого дела.
Одновременно исключается обязанность Банка России уведомлять ФАС о проведенных им операциях приобретения акций коммерческих организаций, акций и активов финансовых организаций по договорам РЕПО. Исключается и положение о возможности признания доминирующим хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляет менее 35%.
Административная ответственность
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) дополняется статьей об ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.
Штрафы для граждан при этих нарушениях составят 2-3 тысячи рублей, для должностных лиц – 3-50 тысяч рублей, юрлиц – 20-300 тысяч рублей.
Максимальный размер административного штрафа для юрлиц за заключение картельного соглашения, участие в нем или осуществление недопустимых согласованных действий составит не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Сейчас размер штрафа составляет от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не менее 100 тысяч рублей.
Для юрлица, которое добровольно заявило в ФАС о заключении им картельного соглашения и выполнило ряд предусмотренных КоАП условий, будет устанавливаться минимальный размер административного штрафа. Сейчас минимальный штраф применяется в отношении юрлица, которое не является организатором картеля.