Динамика последних месяцев заставляет думать, что ЦБ сменил политику регулирования уровня ликвидности в банковской системе, а также правила определения лимитов на кредитных аукционах.
На протяжении последних нескольких лет, с тех пор как ЦБ РФ стал чистым кредитором российских банков, он стремился сохранять среднемесячный уровень ликвидности (сумму средств на корсчетах и банковских депозитах в ЦБ) более или менее постоянным, регулируя лимиты на аукционах репо, а также аукционах по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов. Это позволяло стерилизовать избыточную ликвидность и, наоборот, поддерживать сектор в периоды пикового спроса на денежные средства.
Между тем в последние несколько месяцев мы наблюдаем явные изменения в подходе ЦБ. Сейчас регулятор, похоже, не слишком озабочен избыточным уровнем ликвидности в банковской системе и даже планирует наращивать кредитование банков в оставшуюся часть года. С начала нынешнего года общий объем средств, предоставляемых сектору Минфином и Центральным банком, постепенно снижался, но теперь ситуация развернулась, и текущий размер задолженности перед монетарными властями уже близок к показателям середины июля.
Согласно проекту денежной политики ЦБ на 2016–2018 гг. регулятор может увеличить общий объем предоставленных банкам кредитов до 4,6–5,6 трлн руб к концу нынешнего года. Это предполагает дополнительное вливание ликвидности на сумму 0,6–1,6 трлн руб., при этом фактический размер вливания будет зависеть от количества средств, взятых из Резервного фонда для покрытия дефицита федерального бюджета.
Стоит заметить, что в нынешних рыночных условиях снижение объема кредитования – единственный инструмент стерилизации ликвидности, доступный денежным властям. Таким образом, с нашей точки зрения, в последние месяцы ЦБ осуществляет монетарное смягчение, а его планы по дальнейшему наращиванию кредитования означают, что банки смогут рефинансировать весь текущий долг перед регулятором, поэтому процесс, видимо, будет почти тождествен непосредственной скупке активов Центральным банком.
Как мы упоминали выше, политика ЦБ начала меняться в середине июля, то есть когда Минфин возобновил расходование средств из Резервного фонда. Потенциальный риск, сопряженный с избыточным предложением ликвидности, – дополнительное инфляционное давление и ослабление рубля. Что касается инфляции, есть хорошие шансы на то, что ее скачка удастся избежать: благодаря низкой экономической активности скорость денежного обращения падает. Однако риск для национальной валюты сохраняется.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.