МОСКВА, 29 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Россия и Украина могут перевести вопрос по поводу погашения Киевом 3-миллиардного долга в судебную плоскость. Пока стороны не пришли к согласию относительно того, является этот долг, который Москва предоставила Киеву в конце 2013 года государственным или коммерческим. В первом случае его обязательно нужно погасить в срок, в противном случае Украине грозит суверенный дефолт. Во втором случае возможна реструктуризация и частичное списание долга по согласованию с кредиторами.
В середине октября держатели 13 из 14 выпусков суверенных и гарантированных государством украинских еврооблигаций одобрили их реструктуризацию и согласились списать 20% от номинальной стоимости бумаг. На реструктуризацию не пошла лишь Россия. Москва является официальным, а не коммерческим кредитором, поэтому на нее не должны распространяться условия реструктуризации, отметил в этой связи министр финансов Антон Силуанов.
Обе стороны готовы доказывать свою правоту в суде. Если дело дойдет до этого, у России в целом больше шансов выиграть, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. "Несколько обстоятельств поддерживают позицию Москвы, согласно которой еврооблигации - долг официальному сектору. Этот еврооблигационный займ был выдан под купонную ставку 5%, тогда как рыночные ставки составляли 8,5-9,0%. Ставка кредита, которая существенно ниже рыночных, является характерной чертой межправительственных займов. Также важно, что средства под кредит были выделены из Фонда Национального Благо стояния (ФНБ)", - рассуждает аналитик Сбербанк CIB Александр Голынский.
Более того, оформление займа в виде еврооблигаций было вынужденной мерой. Россия не могла выдать Украине стандартный межправительственный кредит, поскольку на законодательном уровне не может кредитовать страны, с которыми имеются открытые вопросы, связанные с неурегулированной задолженностью. Именно такая ситуация сложилась у России с Украиной. После распада СССР его правопреемники пошли на "нулевой вариант", в рамках которого Россия приняла на себя все активы и обязательства Союза. Такие договоры, в конечном итоге, были подписаны и ратифицированы со всеми правопреемниками кроме Украины. Таким образом, между Россией и Украиной образовалась неурегулированная задолженность, рассказал эксперт.
Позицию украинской стороны пояснила доцент кафедры гражданского права и процесса РЭУ им.Г.В.Плеханова Наталья Свечникова. "Киев ссылается на соглашение между Украиной и МВФ от 11 марта 2015 года. Украина намерена квалифицировать указанный долг, как задолженность перед иностранными частными компаниями и банками. Условия реструктуризации предлагается использовать по аналогии с долгом Украины перед группой частных кредиторов во главе с инвестфондом Franklin Templeton", - пояснила она. Однако данный выпуск евробондов принадлежит российскому государству, поэтому невозможно отнести его к коммерческим, и Россия имеет законные основания требовать исполнения обязательств в срок, который установлен для возвращения указанного долга, добавила эксперт.
На помощь Киеву в этой ситуации может прийти Международный валютный фонд (МВФ). Как стало известно, он готов ускорить изменение правил предоставления займов. Это должно помешать России блокировать предоставление Украине дальнейшей международной помощи, как того требуют действующие правила МВФ в отношении стран-неплательщиков. Всего за четыре года Украина должна получить от фонда 17 млрд долларов, из них 3,4 млрд долларов в текущем году.
"Фонд действительно может изменить правила кредитования заемщиков имеющих просроченную задолженность официальному сектору. Изменение может позволить Украине не погашать эти еврооблигации и продолжить получать кредитование от фонда", - отметил в этой связи Александр Голынский.
Ранее президент Владимир Путин предложил фонду добавить Украине эти 3 млрд долларов, чтобы она могла расплатиться, нежели менять свои правила под конкретную страну, "разрушая, по сути дела, саму систему функционирования МВФ". В свою очередь, МВФ утверждает, что изменение правил деятельности не связано с какой-либо отдельной страной. Как утверждают СМИ, дело скорее в том, чтобы ограничить влияние Китая, резко нарастившего кредитование слабых экономик Африки и других стран.
В случае невозврата долга Украиной ситуация может быть квалифицирована как неплатеж одного государства перед другим, и соответственно являться дефолтом Украины, считает Наталья Свечникова.
По мнению представителя Сбербанка CIB, вероятность того, что Киев в декабре не сможет погасить долг перед Россией, велика. Это такой вариант развития событий реализуется, то приведет стороны к разбирательствам в международных судах.
"Мы ожидаем, что это заем будет признан официальным долгом. Сам же судебный процесс ограничит способность Украины привлекать займы на международных рынках капитала", - считает Александр Голынский.