МОСКВА, 18 ноя ПРАЙМ. Переход на свободные тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) может продлиться до 2019 года, считает первый зампред правления СОГАЗа и член правления ВСС Николай Галушин.
Банк России поддержал идею свободного ценообразования в ОСАГО, о чем в среду было заявлено на форуме "Будущее страхового рынка-2015". Однако, по мнению зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, переходить к либерализации тарифов можно только тогда, когда вся система сбалансирована.
"Процесс либерализации тарифов может быть полностью реализован в течение примерно трех лет, и это будут комфортные сроки для всех сторон – и для регулятора, и для автовладельцев, и для страховщиков", - сообщил Галушин РИА Новости, пояснив, что постепенный переход на свободное ценообразование является наиболее логичным развитием этого вида страхования в России.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Галушин отметил, что первые шаги в направлении либерализации ОСАГО уже предприняты: в апреле 2015 года тарифный коридор в этом виде страхования был увеличен с 5% до 20%. Однако, по его мнению, эта вилка недостаточна для обеспечения справедливого тарифа каждому автовладельцу, поскольку тариф устанавливается в отношении всей совокупности физических или юрлиц на отдельной территории.
"Вполне логичным следующим шагом может быть свободное применение любого значения тарифа внутри коридора для конкретного водителя на конкретной территории. Это даст возможность индивидуально устанавливать тарифы для каждого водителя в зависимости от его опыта вождения и страховой истории. Затем может быть введено полностью свободное ценообразование", – полагает Галушин.
Центробанк дважды повышал базовые тарифы по этому виду страхования – осенью 2014 года (тариф по ОСАГО был увеличен до 30%, вместе с тем был увеличен лимит выплат за имущественный ущерб с 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей) и весной этого года (ЦБ увеличил тариф на 40%, а также расширил тарифный коридор до 20%).
Но даже с учетом этих корректировок тарифы ОСАГО, по мнению Галушина, не адекватны нынешним экономическим реалиям. "Потребность в их очередной корректировке остается. ... Либерализация ОСАГО – это единственный адекватный выход из данной ситуации", - заявил он.
РИСКИ И ОПАСЕНИЯ
Модель применения свободных тарифов по ОСАГО не содержит каких-либо рисков для потребителей страховых услуг, считает Галушин. "Напротив, в случае либерализации тарифов страховщики смогут предлагать автовладельцам справедливую стоимость полиса в каждом конкретном случае", - заявил он.
Однако, по его словам, для водителей с высокой аварийностью стоимость страхования должна будет значительно возрасти.
В то же время, Галушин считает неоправданными опасения того, что либерализация ОСАГО может вызвать повсеместный рост тарифов. Такой сценарий, по его словам, невозможен, так как в сегменте ОСАГО работает несколько десятков страховщиков, что полностью исключает возможность ценового сговора.
"Более серьезную опасность для рынка может представлять необоснованное занижение тарифов со стороны отдельных страховщиков в погоне за cash flow. Поэтому либерализация должна быть постепенной, а переходу на свободное ценообразование должна предшествовать окончательная очистка рынка от недобросовестных страховых компаний", – заключил эксперт.