МОСКВА, 23 ноя - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Покупки россиян в зарубежных онлайн магазинах вновь привлекли внимание властей – по сообщениям СМИ, рассматривается возможность введения 15-еврового сбора на все посылки из-за рубежа дороже 22 евро и весом свыше 1 килограмма. Данную тему в понедельник будет обсуждать Совет Евразийской экономической комиссии. При этом за товары, стоимость которых превышает 150 евро, а общий вес — 10 килограммов, придется заплатить 15 евро плюс 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за килограмм веса.
Обсуждаются и другие варианты – посылки весом до 10 килограммов и стоимостью до 150 евро будут облагаться сбором в 10 евро. Если стоимость посылок превышает 150 евро, а вес — 10 килограммов, тогда сбор составит 10 евро плюс 30% от таможенной стоимости.
Сейчас в РФ можно беспошлинно получать посылки для личного пользования на сумму до 1 тысячи евро и весом до 31 килограмма за один месяц. При превышении лимита пошлина составляет 30%, но не менее 4 евро за 1 килограмм. В 2014 году чиновники предлагали снизить порог до 150 евро, но дискуссия прекратилась. Причинами того, что дело спустили "на тормозах", стали негативная реакция общественности в лице пользователей интернета, а также несогласие других участников Таможенного союза – Казахстана и Белоруссии – на аналогичное снижение.
Однако теперь, в связи с девальвацией рубля, 1 тысяча евро теперь стоит не 45 тысяч рублей, а около 70 тысяч рублей, что, по мнению авторов идеи, уже тянет на коммерческую партию. Поэтому идея таможенного обложения таких покупок вновь появилась в умах чиновников.
Однако первопричина новации – попытка уравнять условия для зарубежных и российских интернет-ритейлеров. На данный момент последние находятся в проигрышном положении – цены у зарубежных конкурентов ниже, так как те не обременены налогами, отмечает директор по маркетингу аутсорсинговой компании "Интеркомп" Сергей Тихонов. В результате товары на таких площадках, как Aliexpress и Ebay дешевле продающихся в России аналогов. Многие покупатели закономерно стремятся сэкономить, делая покупки в интернете.
По мнению экспертов, новация вряд ли серьезно отвратит российских покупателей от вышеупомянутых площадок. "Вероятнее всего, наши покупатели найдут способы обойти введенные пошлины – например, смогут начать дробить покупки. Есть риск, что в то же самое время могут начать работать серые каналы поставок из-за рубежа", - рассуждает Тихонов.
О том, что возможно появление посредников, которые за умеренную плату будут помогать привезти купленные заграничные товары в РФ, предупреждает и юрист компании "Деловой фарватер" Павел Ивченков. "Если цены на услуги посредников будут ниже таможенных сборов, то спрос на них появится", - добавил он. По его мнению, покупки россиян в заграничных интернет-магазинах сократятся, хоть и не кардинально. В основном уменьшится объем покупаемой техники, мебели, верхней одежды.
В то же время, российские интернет-магазины выиграют от новации, если она будет реализована, полагают эксперты. "Скорее всего, введение такого сбора повысит продажи российских продавцов, но в основном это будет касаться габаритных покупок и покупок с ценниками выше 22 евро", - рассуждает Ивченков. Хотя если разница в ценах российских и зарубежных продавцов будет превышать 15 евро (размер таможенного сбора), то иностранные продавцы все равно сохранят лидерство. Такая ситуация вполне возможна, хоть и не в массовом варианте, полагает эксперт.
Пока наш рынок открыт для всех, иностранные ритейлеры будут находиться в более выгодном положении – так как, по сути, предлагая товары по сопоставимым ценам они имеют возможность зарабатывать в несколько раз больше, экономя на уплате налогов и пошлин, отметил исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. "В свою очередь, такое положение дел подталкивает всё большее число российских предпринимателей к выводу своей деловой активности за рубеж. А ведь с ними за границу уходят и рабочие места для россиян, инвестиции в инфраструктуру и российскую экономику", - добавил он.
По мнению Тихонова, принятие данной инициативы в долгосрочной перспективе приведет к позитивным изменениям для отечественного рынка интернет-торговли. Продажи российских онлайн-ритейлеров возрастут, в основном за счет сравнительно дорогих товаров. Однако различия в вопросах цены и качества все равно сохранятся, а они и есть главная причина спроса на иностранный интернет-шопинг, заключил он.