МОСКВА, 4 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Депутаты Госдумы предложили обложить иностранные компании НДС за предоставление электронных услуг в интернете. Соответствующий законопроект подготовили представители партий ЛДПР и "Справедливая Россия", сейчас он направлен в правительство для получения отзыва. Если результат будет положительный, документ направится на рассмотрение нижней палаты.
Если закон вступит в силу в нынешнем виде, он будет касаться компаний, поставляющих в Россию любой контент – ПО, электронные книги, музыку, игры, рекламные продукты и т.п. В настоящее время большая часть подобной продукции направляется в нашу страну из-за рубежа. Ее поставщиками являются крупные компании, такие как Apple или Google, продающие контент и приложения через свои виртуальные магазины, как AppStore или Google Play. Ни те, ни другие на данный момент не платят в России никаких налогов с продаж.
Летом этого года данная тема уже обсуждалась чиновниками, но в итоге от взимания НДС решили отказаться. Пока налог платят лишь те компании, которые осуществляют свою деятельность на территории страны. Если же они находятся на территории другого государства (например, в офшоре), то их услуги российским НДС не облагаются. Свои налоги они платят там, где зарегистрированы – например, в случае с Apple это Люксембург.
По мнению депутатов это несправедливо по отношению к российским компаниям, которые вынуждены платить НДС полностью. Так, по законам Евросоюза электронные услуги, оказанные на его территории, облагаются налогом, даже если их производитель находится вне ЕС.
В настоящее время ставка НДС по умолчанию составляет в России 18%, если товар или услуга не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%. Рынок контента в РФ некоторые исследователи оценивают в 1,4 млрд долларов, 97% из которых приходится на видеоигры. Таким образом, в случае принятия закона российский бюджет может получить дополнительно 252 млн долларов.
Очевидно, что этот законопроект направлен на то, чтобы изыскать новый источник средств для бюджета, полагают эксперты, опрошенные агентством "Прайм". "Для защиты отечественных поставщиков он будет бесполезен, поскольку редки ситуации выбора между отечественными и импортными продуктами. Их очень много и выбирают не потому что дороже или дешевле, и не за национальную принадлежность, а по необходимости, желанию и функционалу", - уверен управляющий партнер ТМТ Консалтинг Константин Анкилов.
Гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков напомнил, что компании, которые поставляют в Россию контент, в основном американские. "Возможно, депутаты пытаются так оградить народ от импортного продукта, хотя это вряд ли возможно", - допускает он. Полноценных аналогов многих товаров, продающихся в AppStore и других магазинах в России нет, поэтому люди лишаются возможности выбора: хочешь наше – плати меньше, хочешь импортное – плати больше. "Получается некий вариант оброка на все импортное, и так можно зайти очень далеко", - отметил он.
Главный вопрос - как этот механизм будет реализовываться. "На каком этапе станут изымать средства? Как правило, контент в Россию поставляют юрлица, не имеющие в нашей стране своих представительств. Возможно, будет использован европейский опыт – ведь документ еще даже не поступил на рассмотрение в Госдуму, так что может быть изменен и доработан", - рассуждает представитель ТМТ Консалтинг.
Если документ все же будет реализован в его нынешнем виде, зарубежные производители контента получат проблему, связанную с двойным налогообложением. Впрочем, это стандартная ситуация в экспортно-импортных отношениях, которая регулируется путем заключения двусторонних договоренностей между странами, добавил он.
Эксперты сошлись во мнении, что НДС с производителей контента, если он все-таки будет принят, ляжет на плечи покупателей. "Товары подорожают ровно на сумму нового налога, если закон заработает в том виде, в каком был анонсирован", - полагает Константин Анкилов.
Все придет к тому, что мы будем иметь еще одно направление, где снимают деньги с обычных добропорядочных граждан, которые не скачивают контент во "ВКонтакте", а честно за него платят. При этом мы боремся за лицензионное ПО и права правообладателей, рассуждает Денис Кусков. По его словам, реализация новации приведет лишь к подорожанию контента и сокращению его потребления теми, для кого новые цены окажутся слишком обременительными.