По данным Росстата, годовой ИПЦ в ноябре понизился до 15.0% против 15.6% в предыдущем месяце. Основной причиной этого послужила дезинфляция цен на продовольственные товары, на долю которых пришлось 0.37 пп из общего снижения индекса, составившего 0.6 пп. Базовая инфляция осталась без изменений. Опубликованные показатели соответствуют ожиданиям: общий индекс оказался всего на 0.1 пп выше консенсус-прогноза Bloomberg и значения, рассчитанного нами исходя из недельных индикаторов. В целом нельзя сказать, чтобы представленные данные существенно усиливали позицию тех, кто выступает за смягчение или ужесточение денежно-кредитной политики.
Инфляция с начала года достигла 12.1%. С учетом того, что недельный рост цен в последнее время стабилизировался на уровне 0.1%, риск того, что значение ИПЦ на конец 2015 г. окажется выше нашего прогноза (12.5%), представляется нам незначительным.
Основным источником дезинфляции остается продовольственный сегмент без учета плодоовощной продукции. На этот фактор пришлась треть общего замедления потребительской инфляции (минус 0.22 пп из минус 0.6 пп), что обусловлено, в основном, эффектом высокой базы сравнения с показателями прошлого года, когда ограничения на импорт начали влиять на цены раньше, чем проявился инфляционный эффект от ослабления рубля. Базовая инфляция осталась на отметке 15.4% г/г.
Дезинфляционная тенденция в таких товарных категориях, как сахар (минус 1.8% за месяц с учетом сезонности), рыба (минус 1.6%) и мясо (минус 0.25%), была наиболее выраженной. Месячный рост цен на плодоовощную продукцию, хотя и был достаточно высоким (3.2% с учетом сезонности), тем не менее, ощутимо замедлился по сравнению как с октябрем 2015 г. (4.1%), так и с ноябрем 2014 г. (6.5%).
Однако вместе с постепенным исчезновением эффекта от прошлогоднего ослабления рубля и введения ограничений на импорт возникают новые шоки в области предложения:
• По нашим расчетам, запрет на импорт турецкой продукции может повысить продовольственную инфляцию на величину до 0.5 пп. В зимний период на поставки из Турции приходится 10–15% всей реализуемой в России плодоовощной продукции; доля овощей и фруктов в продовольственной корзине составляет 10%; рост цен, связанный с переключением на закупку из других регионов, включая увеличение стоимости доставки, может составить 10–50 пп. В итоге мы получаем диапазон от 0.10 до 0.75 пп. К общему ИПЦ это может добавить 0.2–0.3 пп. Однако накопленных ритейлерами запасов товаров хватит вплоть до новогоднего периода, и этот эффект, вероятно, начнет сказываться лишь в начале следующего года. Кроме того, дополнительное инфляционное давление могут оказать такие факторы, как неформальные ограничения на ввоз непродовольственных товаров и рост спроса и, соответственно, цен на внутренний туризм.
• Введение платы за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам может ускорить общую инфляцию примерно на 0.2 пп: 1–2% составляет доля транспортных расходов в розничной цене продовольствия и непродовольственных товаров; на 10–20 пп возрастет стоимость транспортировки; 74% – доля продовольствия и непродовольственных товаров в потребительской корзине; в итоге ускорение инфляции составит 0.07–0.30 пп.
• Россельхознадзор с 7 декабря вводит специальный режим импорта сельхозпродукции через Беларусь в целях ограничения реэкспорта.
• По заявлению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, с января 2016 г. Украина, скорее всего, пополнит список стран, в отношении которых действуют ограничения на импорт продовольственных товаров.
Однако масштаб этих новых шоков, вероятно, будет меньше, чем эффект первой фазы ослабления рубля (около 6.0 пп) и первых импортных ограничений (около 2.5 пп).
Мы по-прежнему ожидаем, что инфляция по итогам 2015 г. составит 12.5%, а к концу 2016 г. понизится до 6.0–6.5%, но не исключаем, что фактический результат окажется несколько выше нашего прогноза.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.