МОСКВА, 11 дек /ПРАЙМ/. Нефтяные цены на уровне многолетних минимумов и пикирующий рубль не сломили каменную твердость Банка России, в очередной раз оставившего ключевую ставку на уровне 11%. Сохранению умеренно-жесткой ДКП способствовали "фактор Турции", решение ОПЕК сохранить квоты на добычу нефти и нервозность инвесторов на фоне неопределенности политики ФРС США.
Аналитики, опрошенные до заседания ЦБ, не смогли однозначно предсказать решение регулятора и разделились на два лагеря - часть из них считала, что ставка будет сохранена, другие не исключали символического жеста - снижения на 50 базисных пунктов.
Центробанк вновь дал сигнал рынку о своих дальнейших шагах, указав в заявлении, что может возобновить снижение ставки на одном из ближайших заседаний совета директоров. На пресс-конференции в пятницу председатель Банка России Эльвира Набиуллина пояснила, что ближайшими в данном случае можно считать три следующих заседания, но подчеркнула, что это возможно лишь в том случае, если инфляция не выйдет из-под контроля властей.
"Один из рисков для нашего прогноза инфляции – то, что такой перелом может произойти не сразу или быть не таким заметным, и инфляционные ожидания останутся на высоком уровне на более долгий срок", - выразила свою обеспокоенность Набиуллина.
ЦБ ПОСВЯТИЛ СЕБЯ РИСКАМ
Свое выступление Набиуллина на пресс-конференции начала с обрисовки ситуации на сырьевых рынках. Так, по ее словам, в последние месяцы траектория нефтяных цен находилась между базовым и рисковым сценариями.
Экономисты обратили внимание на обеспокоенность ЦБ возрастанием актуальности рискового сценария - в базовом сценарии макроэкономического развития в предстоящие три года заложена цена на нефть вблизи 50 долларов, но в рисковом сценарии она ниже 40 долларов. "Последняя динамика нефтяных цен говорит о том, что актуальность этого сценария возросла", - предупредила глава ЦБ.
"Безусловно, обеспокоенность ЦБ возрастает. Мы видим заявления и со стороны Минфина, и со стороны ЦБ относительно вероятности более низких цен на нефть – это, в свою очередь, говорит в пользу того, что снижение ставок в следующем году будет более умеренным, плавным, чем можно было ожидать ранее", - полагает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
По мнению ведущего аналитика Нордеа банка Дмитрия Савченко, регулятору при текущих нефтяных ценах, которые уже пробили отметку в 40 долларов за баррель, нужно быть более агрессивным в оценках негативного сценария.
"Что касается стрессового сценария, если сейчас смотреть на текущие цены, которые и так уже близки к этому уровню (35 долларов – ред.), это уже не стрессовый, а "легкий стрессовый" сценарий. Стрессовый сценарий уже видится при уровнях порядка 30 долларов за баррель. Наверное, нужно было быть чуть более агрессивным в оценках негативного сценария. Тем не менее, дан хороший сигнал рынку о том, что ЦБ просчитывает риски, рассматривает различные сценарии", - отметил Савченко, не исключив, что ЦБ вскоре может пересмотреть рисковый сценарий в сторону ухудшения.
По мнению Лисоволика, сигналы ЦБ, скорее всего, свидетельствуют о том, что регулятор все-таки ожидает заметного снижения инфляции в первом квартале.
"Наверное, это один из важнейших сигналов. И формулировка в конце пресс-релиза Центрального банка о том, что ЦБ будет рассматривать шаг по снижению процентной ставки в случае снижения инфляции, говорит о том, что на ближайшем заседании регулятор может снизить ставку", - отметил экономист.
ОСТРАЯ ФАЗА ПРОЙДЕНА?
Ситуация в экономике понемногу восстанавливается, но говорить об устойчивой положительной тенденции пока рано, подчеркнула глава ЦБ. "На наш взгляд, можно говорить о завершении наиболее острой фазы экономического спада. В третьем квартале снижение ВВП в годовом выражении было не таким сильным, как во втором квартале", - сказала Набиуллина.
"И в целом за 2015 год, по нашим оценкам, ВВП сократится на 3,7-3,9%, это несколько лучше нашего предыдущего прогноза в 3,9-4,4%", — добавила она.
По оценке ЦБ, в следующем году спад в экономике продолжится, хотя будет меньшим, чем в 2015 году - 0,5-1%. К росту экономика вернется не ранее, чем в 2017 году, полагают в ЦБ.
Основным мерилом денежно-кредитной политики ЦБ остается контроль над инфляцией. Пока ее уровень превосходит ожидания ЦБ, регулятор даже был вынужден повысить прогноз до 12,8-13% по итогам текущего года. "Что касается роста потребительских цен, то здесь динамика оказалась несколько хуже наших ожиданий. Фактическая инфляция складывается на уровне верхней границы нашего прогноза", - признала глава ЦБ.
При этом Банк России по-прежнему верит, что рост цен замедлится в следующем году. "Мы ожидаем резкое замедление годовой инфляции до 7,5-8% в первом квартале следующего года. Одной из причин станет эффект базы", - считает Набиуллина.
Вместе с тем, по оценкам ЦБ, ограничения РФ в отношении Турции окажут незначительное влияние на инфляцию в целом – в пределах 0,2-0,4 процентного пункта в ближайшие месяцы.
ДЕКАБРЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ ИСКЛЮЧЕН
Набиуллина не согласилась с заявлением главы Сбербанка Германа Грефа о серьезном кризисе в банковском секторе России.
"Понятие кризиса — оно такое, очень объемное, каждый в него вкладывает свое понимание. Несмотря на то, что есть разные понимания, на мой взгляд, никакого кризиса в банковской системе нет", - отметила она, признав, что банковская система, как и вся экономика, переживает непростые времена.
В то же время председатель Банка России не ожидает повторения ситуации декабря 2014 года, когда произошел обвал курса рубля и регулятор резко повысил ключевую ставку. "Ситуация в этом году принципиально отличается от ситуации в прошлом году", — заверила она.
Экономика России в прошлом году испытала внешние шоки за счет сочетания трех мощнейших негативных факторов, отметила она. Это глубокое падение цен на нефть, которое привело к сокращению поступлений в Россию валютной выручки, финансовые санкции Запада против РФ и то, что на декабрь 2014 года приходился пик выплат по внешним долгам, перечислила глава ЦБ.
Ни одного из этих трех факторов теперь не наблюдается, подчеркнула Набиуллина.