На тему организации офисного труда в авторской колонке рассуждает директор департамента недвижимости ЗАО ИГ "РВМ Капитал" Гавриил Королев
За последние несколько лет рынок недвижимости в нашей стране, пожалуй, стал одной из самых изменившихся сфер. Появились новые веяния, новые тенденции, даже мода на определенные характеристики объектов. Большинство изменений продиктовано суровой необходимостью и требованиями рынка. Однако старые традиции не спешат сдавать свои позиции.
Одним из таких противостояний старого и нового является использование открытого офисного пространства (open space) и классической советской коридорной системы с кабинетами. Я предлагаю провести между ними "бой". Это сражение двух эпох, разного менталитета, борьба транспарентности против закрытости, нового против старого, экономии против расхоложенной неэффективности.
Помню свой первый день на новой работе, когда после уютного кабинета, где размещался с двумя коллегами, я оказался в большом открытом пространстве, наполненном десятками людей. В голове - гул, шум, вибрации, трудно было сосредоточиться. Вокруг суета, ходят люди, половину из которых я не знаю, слышны чужие разговоры, все видят, что ты делаешь, что у тебя на мониторе. Это стало большим стрессом для меня. Через месяц я, как и большинство, привык.
А что происходит в голове современного топ-менеджера или акционера, который делает выбор в пользу открытого пространства? Чаще всего он думает об экономии, о том, чтобы разместить на определенной площади как можно больше персонала, минимизировать затраты на общую офисную технику, сократить время на постоянные переходы сотрудников с этажа на этаж. Еще он думает о том, чтобы оставаться конкурентоспособным, ведь у конкурентов такой же подход, а себестоимость продукции - одно из ключевых преимуществ в борьбе за долю рынка.
Интересно, как думает руководитель, выбирающий кабинетную планировку? В его действиях тоже есть логика. Например, он может заботиться о пожилых людях, создании для них комфорта. Бывает, когда деятельность организации связана с работой в сфере, где нет молодых специалистов, а остались лишь уникальные кадры из прошлого, еще не успевшие передать свой опыт. В этой ситуации вполне рационально сделать кабинетную планировку, вопрос экономии отходит на второй план. Нередки случаи, когда кабинетная система является неотъемлемой частью менталитета, корпоративной культуры руководителя. Как правило, это государственные структуры. Они выбирают офис по принципу "мы так работали всегда". Часто за кабинетную планировку ратуют люди, действующие в интересах безопасности, конфиденциальности, и их тоже можно понять.
Открытая планировка обусловливает, как правило, применение стеклянных перегородок ради эффективной инсоляции, и помимо больших "футбольных полей" мы получаем еще и "аквариумы". Это создает стресс для людей с кабинетной ментальностью.
И кабинеты, и формат открытого пространства зародились на заре нашей цивилизации. Примером кабинетной планировки являются палаты и хоромы, упоминающиеся в VI веке в Древней Руси, а примером открытого пространства можно назвать комплексы зданий вокруг форумов, где проводились собрания во времена демократии в Древней Греции и Древнем Риме (упоминаются во II веке до н. э.)
В советские времена и в современной России до 2000-х годов доминировала кабинетная система, которая была де-факто стандартом размещения людей в административных зданиях. Хотя есть исключения из правила: например, в фильме "Служебный роман" события развиваются в офисе с открытой планировкой, а в кабинетах располагается лишь руководство.
Кабинетная планировка влияла и на форму здания. Большинство советских административных строений имеют форму пенала. Продолговатый узкий прямоугольник с длинным коридором, по обе стороны которого расположены кабинеты. Современные здания больше тяготеют к форме квадрата, круга (полукруга). Это продиктовано наличием по центру ядра - лифтовой группы.
В США и Европе открытые пространства прижились со времен промышленной революции середины XIX века и получили бурное развитие в начале XX века. Это было продиктовано, например, тем, что конторы, как правило, были при заводах, располагавших большими пространствами цехов, некоторые из которых предназначались для клерков.
Посещение офисов в городах Великобритании позволило мне сделать вывод о том, что в Европе вообще редко встречается кабинетная система. Даже в исторических зданиях проведена перепланировка под открытые пространства.
Давайте рассмотрим пример типового исторического здания начала XX века в Москве. В большинстве случаев, согласно плану экспликации БТИ, полезная площадь составляет 50-60% от общей площади. Остальное - коридоры, проходы, лестницы, подсобные помещения. При этом в строении не предусмотрено ни подземной парковки, ни помещений под инженерные системы (чиллеры, вентмашины и т. п.), которые присутствуют в современных зданиях. Это яркий фактор низкой эффективности кабинетной системы.
Можно взглянуть на этот вопрос с другого ракурса и рассмотреть пространство не по горизонтали, а по вертикали. Организация, размещающаяся на трех - пяти этажах, то есть вертикально, затрачивает лишние ресурсы по сравнению с той, что размещается на одном большом этаже - горизонтально. Лишние ресурсы - это инфраструктура, а именно: копировальная техника, принтеры, кофе-поинты, переговорные.
Открытое пространство и стеклянные перегородки формируют современную эффективную транспарентную корпоративную культуру во всем мире, и Россия не исключение. Многие бизнес-процессы становятся открытыми, даже некоторые патенты на изобретения теперь находятся в публичном доступе. Это философия объединения людей - в отличие от кабинетов, которые их разделяют. Такая открытая корпоративная культура способствует удовлетворению интересов всех сторон.
Свой вклад в формирование открытого пространства вносят и современные технологии, например эффективные системы вентиляции и кондиционирования, термоостекление, позволяющие размещать больше людей (1 человек на 4,5 кв. м), чем в устаревших объектах, при сохранении комфортных условий работы. Системы автоматической регулировки температуры воздуха снимают классические проблемы открытых пространств, когда одному сотруднику жарко, а другому холодно, и он прибавляет температуру для себя любимого. Панорамное остекление с окнами от пола до потолка позволяет получать эффективную инсоляцию, которая обеспечивает попадание света во все части помещения, и в комбинации с открытым пространством формируется равномерное естественное освещение от внешнего периметра до ядра здания. Получить аналогичное количество естественного света в кабинетной системе невозможно, так как коридоры и стены кабинетов отсекают дальнейший путь света.
Таким образом, идеальный вариант для экономного рационального бизнесмена - размещение сотрудников в открытом горизонтальном пространстве. В этом случае можно максимально экономить ресурсы. Если указанную экономию умножить на средний срок аренды, который составляет пять - семь лет, то выгода будет измеряться сотнями миллионов и даже миллиардов рублей. Но не стоит забывать: если для организации жизненно важны вопросы безопасности и конфиденциальности, единственным вариантом является кабинетная система.
И все же в сражении кабинета с открытым пространством побеждает последнее. С 2014 года в Москве наметился тренд миграции арендаторов из устаревших зданий в подешевевшие с точки зрения аренды современные. Open space выбирают уже не только коммерческие, но и государственные структуры. Например, в одном из крупных бизнес-центров Москвы на Садовом кольце, предлагающем офисы open space, с 2009 года успешно работают сотрудники крупной налоговой инспекции. Недавно анонсирован переезд части правительства Москвы в "Москва-Сити", где размещение предусмотрено в открытом пространстве. Таких примеров очень много. Позиция открытых пространств на рынке только усиливается, и в обозримой перспективе они будут доминировать.
Директор департамента недвижимости ЗАО ИГ "РВМ Капитал" Гавриил Королев специально для "РБК-Недвижимости"
Источник: ЗАО ИГ "РВМ Капитал"