МОСКВА, 1 янв /ПРАЙМ/. Россия с 1 января вводит запрет на поставки ряда видов турецкой сельхозпродукции и запрещает работу турецких компаний в некоторых отраслях РФ.
По мнению членов правительства обеих стран, эти меры скажутся на экономике России и Турции, однако другого выхода российские власти не видят и вести диалог с нынешним руководством Турции более не собираются.
СПЕЦМЕРЫ
Отношения России и Турции до конца ноября развивались в продуктивном ключе. Президенты двух стран Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно встречались в течение года и выражали намерение в будущем довести товарооборот между странами до 100 миллиардов долларов с примерно 30 миллиардов в 2014 году.
Но 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил над территорией Сирии российский бомбардировщик Су-24. Путин назвал это "ударом в спину со стороны пособников террористов". Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал, что подтверждают данные сирийской ПВО.
Вскоре после этого президент РФ Владимир Путин издал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции. 1 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о спецмерах во исполнение этого указа.
Согласно ему, с 1 января 2016 года РФ вводит запрет на поставку продовольствия, в частности, овощей, фруктов, мясного сырья и цветов, приостанавливает действие безвизового режима с Турцией, ограничивает трудовую деятельность турецких граждан в России.
По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, месячная отсрочка со вступлением в силу спецмер вызвана необходимостью того, чтобы ритейлеры смогли переориентироваться на новые компании-поставщики.
Кроме того, с 1 декабря был введен запрет на чартерные перевозки между двумя странами.
Минэкономразвития было дано поручение до 10 декабря разработать и представить в правительство список организаций, которые смогут нанимать турецких работников с 1 января (позднее был составлен список из 53 таких компаний), а также перечень запрещенных для турецких фирм видов деятельности в России. За день до Нового года, 30 декабря, Медведев утвердил этот перечень.
В список запрещенных для работы турецких граждан отраслей, в частности, вошли: строительство зданий и инженерных сооружений, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, исследований и анализа, деятельность туристических агентств, деятельность гостиниц, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обработка древесины.
ИНФЛЯЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ДЛЯ РОССИИ
Введенные специальные меры, по замыслу правительства РФ, должны минимально затронуть экономические интересы России, но при этом будут чувствительны для Турции.
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев отмечал, что для отдельных секторов экономики России (туристическая отрасль, авиаперевозчики, аэропортовые хозяйства) эти меры чувствительны, однако что касается поставок продовольствия — РФ сможет сбалансировать ситуацию за счет диверсификации импорта.
Ограничение предложения на продовольственном рынке способствует инфляции. Банк России сообщал, что по отдельным сельхозтоварным позициям зависимость РФ от поставок Турции существенная: 67% физического объема импорта абрикосов, 55% помидоров, 45% винограда.
В начале декабря Медведев заявлял, что, по оценкам аналитиков, меры против Турции добавят к инфляции в России 0,2-0,5 процентного пункта. В свою очередь, Банк России прогнозирует, что антитурецкие ограничения приведут к ускорению роста цен в России на продукты питания в 2016 году на 0,5-1,1 процентного пункта (при прогнозе инфляции в 2016 году на уровне в 6%).
Уже в конце декабря Минэкономразвития сообщило, что цены на огурцы и помидоры в течение двух предыдущих недель заметно подорожали в связи с предстоящими ограничениями. Между тем, тогда же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предупредила производителей и поставщиков продовольствия о недопустимости "необоснованного" роста цен в связи с запретом на поставки продуктов из Турции.
Власти РФ при этом еще не разработали систему поддержки российских предприятий, которые пострадают от спецмер в отношении Турции, ситуация находится в стадии оценки и мониторинга, говорил Улюкаев.
ПОТЕРИ ТУРЦИИ
По мнению экспертов, меры, принятые Россией, окажут большее негативное влияние на турецкую экономику, чем на российскую.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), например, считает, что они могут замедлить рост ВВП Турции в 2016 году на 0,3-0,7 процентного пункта, при этом влияние их на российскую экономику будет ограниченным. В Народно-республиканской партии Турции оценили, что ущерб экономике страны из-за кризиса в отношениях с Россией может стоить от 8,5 до 12,2 миллиарда долларов в год.
По словам первого замглавы Минэкономразвития РФ Алексея Лихачева, объем рынка услуг между двумя странам составляет около 13 миллиардов долларов со стороны Турции и 4 миллиарда - со стороны России. При этом, так как Россия своими мерами не полностью закрыла поставки услуг из Турции, то будет, скорее всего, кратное уменьшение показателя.
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу отмечал, что действия РФ пока не оказали существенного негативного влияния на турецкую экономику, но в перспективе спецмеры нанесут ущерб обеим странам. В свою очередь, министр по торговле и таможне Турции Бюлент Тюфенкчи высказывал мнение, что спецмеры не окажут существенного негативного воздействия на турецкую экономику и ущерб для нее будет минимален, так как товарооборот между странами сократился в течение 2015 года на 38-40%.
Однако несмотря на это правительство страны разработало различные сценарии развития ситуации - нашло новые рынки сбыта продукции и приняло меры для поддержки производителей. К ним, в частности, относится решение об отсрочке выплаты кредитов для компаний, которым наносится ущерб спецмерами со стороны России. Они будут приняты при необходимости.
ТОРГОВЛЯ В ЦИФРАХ
Как свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, товарооборот России и Турции в 2014 году снизился на 2,4%, составив 31,6 миллиарда долларов, при этом объем импорта уменьшился на 8,5%, до 6,7 миллиарда долларов. Импорт сельхозпродукции увеличился на 0,8%, составив 1,8 миллиарда долларов, при этом 81% поставок составляли овощи и фрукты.
Таким образом, в 2014 году доля Турции в поставках овощей и фруктов составляла около 17% от общего объема ввоза этих продуктов в Россию.
В этом ключе пояснения Дворковича о необходимости отсрочки вступления в силу спецмер выглядят вполне логичными. Однако в 2014 году у России уже был опыт отказа от большой части продовольствия - из западных стран - и ритейлерам удалось заместить выпавшие объемы. Эксперты и чиновники в качестве альтернативных поставщиков называли Китай, Египет, Иран и другие страны.
В Минэкономразвития России ожидают, что товарооборот с Турцией снизится в 2016 году как минимум на 800 миллионов долларов - это выпадающий объем поставок ряда товаров продовольственной группы.
Данные же ФТС за первое полугодие 2015 года свидетельствуют, что объем торговли между двумя странами в этот период снизился на 19% - до 12,7 миллиарда долларов, а импорт из Турции в РФ - на 38,5%, до 2,1 миллиарда долларов.
НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ
"Я уже говорил в послании (Федеральному собранию - ред.), и хочу повторить здесь еще раз: мы считаем турецкий народ дружественным народом, и не хотим, чтобы у нас были свернуты отношения именно с турецким народом. Ну, а что касается действующего руководства, ничто не вечно под луной", - заявлял президент РФ.
Путин также отмечал, что на межгосударственном уровне взаимодействие Москвы с Анкарой почти невозможно, но будет продолжено на гуманитарном. При этом с нынешними турецкими властями практически невозможно договориться. По словам лидера страны, Россия не видит пока никаких попыток со стороны руководства Турции наладить взаимоотношения.
В свою очередь, президент Турции в конце декабря отметил, что отношение с Россией продолжаются в различных областях, подчеркнув, что две страны не должны разрывать дипломатических отношений. Также он выражал надежду на то, что турецкий экспорт в РФ, несмотря на все проблемы, будет расти. Тюфенкчи же отмечал, что кризис в отношениях между РФ и Турцией может быть урегулирован к марту 2016 года.
Согласно опросу "Левада-Центра", около 81% россиян считает ответные меры России в отношении Турции адекватными, при этом лишь 9% придерживаются обратной точки зрения. По мнению последних, эти меры негативно скажутся на экономическом положении России и ее граждан, углубят экономический кризис в стране.