ВАШИНГТОН, 19 янв ПРАЙМ. Снятие санкций с Ирана укрепит переизбыток на рынке нефти, но критических последствий из-за заявленной им доли на нефтяном рынке ожидать не стоит, считает экс-помощник министра энергетики США, исполнительный директор инициативной группы по энергетике в университете Rise Чарльз Макконнелл.
"Выход Ирана укрепит глобальный переизбыток нефти. Саудовская Аравия уже заявила, что не собирается терять долю рынка. А ближневосточные поставщики имеют самые низкие эксплуатационные расходы в мире и могут позволить себе наращивать запасы. Но я не ожидаю, что это будет иметь серьезный длительный эффект, это укрепит сам Иран, который вернется на рынок как полноправный игрок", - говорит он.
Санкции с Ирана были сняты 16 января сразу после объявления в Вене о начале реализации ядерного соглашения Тегерана и "шестерки" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Ранее руководство Ирана объявило, что готово повысить объем добычи нефти на 500 тысяч баррелей в день после снятия санкций. Согласно данным Bloomberg, это чуть меньше, чем он реализовывал в Европу до санкций в 2011 году (665 тысяч баррелей в сутки) и чуть больше трети от его текущей добычи. Для сравнения, такие страны как Саудовская Аравия, США и РФ каждая производят порядка 10 миллионов баррелей в сутки.
"Россия недавно объявила о сокращении добычи в очень трудное время. Но Россия проявляет более зрелый долгосрочный подход. У Ирана есть критическая краткосрочная потребность генерировать прибыль", - отмечает эксперт. Так, согласно информации из интервью госсекретаря США Джона Керри телеканалу CNN, Ирану для восстановления добычи нужно около 0,5 триллиона долларов, что в 10 раз меньше, чем хранится на его "замороженных" из-за санкций счетах.
"Цены на нефть сейчас, действительно, низкие. Но я не ожидаю, что это продлится долгое время. Рынок через несколько месяцев почувствует влияние меньшего количества добычи, сокращение инвестиций, и это будет создавать тренд повышения цен в течение долгого времени. Кроме того, сохраняется опасность геополитической дестабилизации, этот фактор должен учитываться всеми странами за пределами Ближнего Востока, которые хотят ощущать энергетическую безопасность в поставках. Цена здесь станет определяющим фактором для их собственной уверенности", - резюмирует Макконнелл.