МОСКВА, 20 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российские власти задумались о необычном средстве борьбы с коррупцией – президент Владимир Путин поручил обязать чиновников принимать присягу и ввести административное наказание за ее нарушение. Соответствующий пункт содержится в перечне поручений президента по итогам заседания Совета по борьбе с коррупцией
По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, детали этого поручения будут прорабатываться в установленный срок — к 1 апреля. Только после этого станет известен текст присяги и наказание за ее неисполнение.
В России присяга для чиновников существовала в царское время, однако позже этот порядок был упразднен. Присягу принимали (и принимают) военные, а также пионеры и комсомольцы. Существуют также профессиональные присяги.
Что касается чиновников, то в соответствии со ст. 82 Конституции РФ, присягу приносит президент при вступлении в должность. Главы субъектов РФ также присягают на верность своим регионам, но тексты самой присяги могут варьироваться. Присягают обычно в торжественной обстановке и принимают ее другие представители высших органов власти. Прочие чиновники, в том числе, члены Совета Федерации и правительства, депутаты Госдумы, при вступлении в должность никакой присяги не принимают.
Между тем, многие утверждают, что такая необходимость назрела по причине повышения персональной ответственности при исполнении полномочий. За рубежом эта практика существует давно – присягу дают депутаты парламентов, члены правительств и даже чиновники на местах.
Однако эксперты оценивают идею таким образом воздействовать на моральную составляющую российских чиновников скептически. "Любой госслужащий, вступая в должность, заключает контракт, в котором можно прописать все необходимые положения и ответственность за их нарушение. Смысла вводить институт присяги, таким образом, нет, тем более, случаев привлечения к ответственности за ее нарушение даже у военных не отмечено", - полагает эксперт Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг "Союз 01" Константин Калужин.
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Семеняко склонен рассматривать попытку решить проблему коррупции среди чиновников введением присяги скорее, как акт отчаяния. Поддержать инициативу можно, лишь если присяга призвана показать решимость перейти от слов к делу в борьбе с коррупцией, считает он. В противном случае, речь идет лишь об очередной попытке доказать, что такая борьба ведется.
Проблемы настолько глубоки, что одним символическим жестом их не решить, уверены эксперты. Даже те меры, которые уже приняты, не всегда оказываются действенными. Например, подача деклараций о доходах – считается, что это поможет проконтролировать финансовое положение чиновника и его семьи за время пребывания на госслужбе и выяснить, откуда берется излишняя роскошь. Однако чиновники рангом повыше находят способы уклониться от подачи деклараций, при этом рядового госслужащего могут уволить за то, что он забыл, к примеру, указать в декларации доход от получения автостраховки.
Конечно, ситуация с коррупцией существенным образом улучшается как на федеральном, так и на муниципальном уровне. "В целом стало лучше в госструктурах, однако госкорпорации остаются пока слабым звеном", - рассуждает Константин Калужин. По его словам, это связано, в том числе, с тем, что последние руководствуются не законом о госзакупках №44, который делает всю процедуру максимально прозрачной, а законом № 223 для компаний с госучастием, который дает больше возможностей для злоупотреблений. Наведение порядка в законодательной базе и исполнение этих законов всеми без исключения гораздо важнее, чем идеи с присягой, уверены эксперты.