МОСКВА, 26 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Завтра, 27 февраля, в Сирии официально начнется временное перемирие, о котором Россия и США договорились на прошлой неделе. Правительственные войска Сирии и вооруженные группировки оппозиции, которые пожелают присоединиться к перемирию, должны прекратить огонь. Исключение составляют лишь признанные террористическими Совбезом ООН группировки "Исламское государство" и "Джебхат-ан-Нусра", и поддерживающие их бандформирования.
Российские военные уже снизили интенсивность ударов в тех районах, откуда поступали обращения о перемирии. Однако эксперты сомневаются в том, что оно не будет нарушено. Опыт конфликтов такого рода, где много противоборствующих сторон, говорит о том, что с первого раза перемирие никогда не работает, на второй раз риски срыва повышены, и лишь на третий есть шанс на стабильность, рассуждает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. "Она возможна, лишь если стороны понимают, что военными методами невозможно добиться большего", - добавил он.
Пока же основные противники не выглядят исчерпавшими последние силы, Более того, между ними сохраняется устойчивый баланс сил. И у режима Башара Асада, и у оппозиционеров есть ресурсы на дальнейшее противостояние, полагает консультант программы "Внешняя политика и безопасность" Московского центра Карнеги Николай Кожанов. "Уже очевидно, что не все оппозиционеры признают перемирие, а организации, которых оно не касается, занимают значительные территории Сирии. Даже если все остальные решат поддержать прекращение огня, это будут лишь островки стабильности, окруженные районами вялотекущих боевых действий", - сказал он.
Кроме того, странным выглядит то обстоятельство, что главными сторонниками перемирия являются международные игроки – Россия и США. Они же – основные выгодоприобретатели: для Москвы важно заморозить конфликт на пике успеха, тем более, что ощутимых успехов за четыре месяца боевых действий добиться не удалось. Вашингтону необходимо если не искоренить, то хотя бы залакировать ситуацию в преддверии выборов, чтобы у нового президента были возможности для выхода из нее, считает представитель центра Карнеги.
При этом власти Сирии фактически отстранены от мирного процесса, а соседние с ней страны пока сохраняют роль наблюдателей. Похоже, что они ждут дальнейшего развития ситуации с тем, чтобы определиться с тактикой действий, рассуждают эксперты.
Не исключено, что в случае неблагоприятного для них развития событий именно ближневосточные страны могут стать виновниками срыва перемирия. Прежде всего, это касается Турции, оказавшейся, в результате запутанной политики последних лет, в очень непростом положении. Перспективу усиления курдского самоуправления и роста влияния сирийского Курдистана в Анкаре воспринимают, как угрозу собственному государству, и готовы на все, чтобы этого не допустить.
Есть и другие желающие "выудить" дополнительные выгоды из всей этой непростой ситуации – и на поле боя, и за кулисами. Прежде всего, это террористы ИГИЛ и других запрещенных организаций, которым вовсе не улыбается то, что, договорившись о нейтралитете, все стороны конфликта займутся борьбой с ними. В силу своих возможностей они также постараются сорвать перемирие, полагает Федор Лукьянов.
Конечно, мелкие стычки вовсе не должны положить конец перемирию. Если бы шансы на него не были бы достаточно весомыми, о нем не объявляли бы на столь высоком уровне, констатируют эксперты. Однако никаких гарантий это все равно не дает.
При этом они подчеркивают, что такое сотрудничество РФ и США вовсе не означает, что отношения между ними налаживаются. Они не сблизились, просто договорились попытаться решить одну конкретную проблему, поскольку это нужно обеим сторонам. О том, что больше доверять друг другу они не стали, свидетельствует информация в СМИ о том, что высшие чиновники в США не верят в сохранение перемирия надолго. Сообщается также о готовом на таком случае "плане Б", предусматривающем жесткие меры против России, среди которых новые санкции и снабжение противников режима Башара Асада разведданными для защиты от ВКС РФ. Так что сотрудничество в любой момент может обернуться новым витком противостояния.