МОСКВА, 14 мар - ПРАЙМ. Снижение мировых цен на нефть не смогло подорвать рост продаж электромобилей в 2015 году. Снижение показателя произошло в основном только в США, где налоговая составляющая в цене на топливо намного меньше, чем в других регионах мира, а значит, динамика цен на топливо больше привязана к нефтяным котировкам, говорится в исследовании, проведенном компанией Vygon Consulting.
В то же время Европа и Китай продемонстрировали рост продаж, который с лихвой компенсировал падение показателя в США.
ДИНАМИКА ПО РЕГИОНАМ
Снижение стоимости бензина в США с 3,5 до менее 2 долларов за галлон привело к первому за последние пять лет сокращению годовых продаж электромобилей на американском рынке - со 123 тысяч в 2014 году до 116 тысяч в 2015 году (-6%).
"В итоге разрыв между стоимостью пятилетнего владения электромобилем и его аналогом с ДВС увеличивается примерно с 2,2 до 5,4 тысячи долларов не в пользу первого. Примечательно, что максимальное сокращение продаж в 2015 году в США пришлось преимущественно на модели массового сегмента, решающим фактором для которых является стоимость владения", - отмечается в исследовании.
Европейский рынок пока остается верен электромобилям, показав 50-процентный рост продаж в 2015 году. Во многом это связано с меньшими темпами снижения цен на топливо из-за роста спроса и высоких акцизов.
Так, в Германии в конечной цене дизеля на налоги приходится около половины, поэтому, несмотря на существенное снижение цен на нефть, стоимость дизеля снизилась всего на 20% - с 1,4 евро за литр в январе 2014 года до 1,1 евро за литр в январе текущего года. Такое незначительное изменение цены не переломило восходящий тренд продаж электрокаров: в 2015 году в Германии было продано 23,5 тысячи электромобилей против 13,3 тысячи единиц в 2014 году (+77%).
В Китае в 2015 году парк электромобилей вырос более чем втрое, что позволило стране стать мировым лидером продаж, обогнав США. Такое бурное развитие рынка Поднебесной, причем изначально в массовом, а не люксовом сегменте, может послужить драйвером для дальнейшего развития глобального рынка электромобилей, полагают исследователи. Поскольку Китай последние десятилетия определяет темпы роста потребления нефти, то судьбу мирового рынка может решить успех или неудача электромобилей в этой стране.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ VS ТРАДИЦИОННЫЕ АВТО
В настоящее время основным сдерживающим фактором увеличения парка электромобилей остается их высокая цена: чтобы стать счастливым обладателем электрокара, покупатель должен заплатить вдвое больше, чем за его бензиновый аналог.
Дело не только в большой стоимости аккумуляторной батареи, на которую приходится до 30% цены электромобиля, но и в стоимости владения.
"При средних с начала года ценах на нефть марки WTI (около 30 долларов за баррель) и стоимости батареи (в среднем 460 долларов за кВт/ч), разница между стоимостью пятилетнего владения моделей традиционного Nissan Versa Note и электрического Nissan Leaf в США составляет более 5 тысяч долларов даже с учетом субсидий в размере более 10 тысяч долларов. Для того чтобы стоимость владения электромобилем сравнялась со стоимостью автомобиля с ДВС, одного роста цен на нефть будет недостаточно - паритет достигается только при цене нефти в 160 долларов за баррель", - говорится в исследовании.
Потенциал снижения стоимости владения электромобилем в среднесрочной перспективе аналитики оценивают как умеренный.
По их расчетам, электромобиль станет конкурентоспособным, если цена на нефть поднимется выше 40 долларов за баррель, при этом стоимость батареи снизится до 250 долларов за кВт.ч, а субсидии сохранятся.
По оценкам Vygon Consulting, при реализации разработанного компанией базового сценария, к 2020 году обладание электроприводным Nissan Leaf будет обходиться автолюбителю на 1,6 тысячи долларов дешевле, чем традиционным Nissan Versa Note.
СПРОС НА НЕФТЬ В ТРАНСПОРТЕ
В будущем, по мнению аналитиков, развитие рынка электромобилей станет одним из факторов уменьшения удельного расхода топлива как в легковом, так и в грузовом сегменте.
В пользу электромобилей, как отмечают аналитики, говорит научно-технический прогресс и государственная поддержка, продиктованная растущим вниманием к проблемам экологии и стремлением стран-импортеров к энергетической безопасности. "На стороне традиционных автомобилей – потребительские предпочтения, структура производства крупнейших автоконцернов, развитый сервис и инфраструктура, а также дешевая нефть", - говорится в обзоре.
Другими факторами, снижающими спрос на топливо, являются урбанизация и развитие интернет-технологий (сокращение пробега), господдержка программ перехода на альтернативные виды топлива, государственные и частные инициативы по отказу от использования автомобилей с ДВС на бензине и дизеле, а также развитие гибридов.
В настоящее время на долю автотранспорта в конечном потреблении нефтепродуктов приходится до 75%, поэтому динамика спроса на автомобили с ДВС во многом будет определять потенциал роста потребления нефти.