МОСКВА, 6 апр – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Мировые производители одежды массового сегмента на фоне девальвации рубля задумались о размещении мощностей в России. По словам замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, ведомство ведет переговоры о размещении заказов на производство или самого производства в России с компаниями "Декатлон" и Benetton. Ранее министерство предложило ритейлерам одежды Zara (Испания) и H&M (Швеция) размещать свои заказы в сфере легкой промышленности на российских предприятиях.
Причины появления интереса к российскому производству у зарубежных брендов проста – на фоне девальвации рубля и, как следствие, удешевления рабочей силы, это стало выгодно. Мировая конъюнктура такова, что западные производители начали активно выводить производство из Китая. Отечественные бренды (Спортмастер, Gloria Jeans, Остин и др.) также начали следовать по этому пути.
Первой из зарубежных компаний перенести часть производства в РФ решила финская Finn Flare; ожидается, что ее цех начнет работать в конце весны, а себестоимость производства в нем будет ниже на 20-25%, чем на других зарубежных предприятиях группы.
Однако полноценных работающих производств в России на данный момент западные бренды не имеют. Не размещаются здесь и крупные заказы - такие схемы существовали до кризиса 1998 года, когда, например, Levis производился на предприятиях компании Gloria Jeans. "Их прекращение было связано как с ростом стоимости рабочей силы, так и с общими показателями эффективности и гибкости производства. Массовая высокотиражная одежда Made in Russia сегодня дороже, чем одежда аналогичного качества из Бангладеш, Китая или Филиппин", - поясняет гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Причину этого эксперты видят в устаревшей производственной инфраструктуре. К эффективному швейному производству сегодня предъявляется немало требований - оно должно иметь технологии по отработке и внедрению новых образцов, высокую скорость исполнения партий, высокую производительность труда, эффективную систему контроля качества и т.п. Российские предприятия пока им не отвечают, они успешны лишь в нескольких категориях (мужская деловая одежда, спецодежда, трикотаж и т.п.), где не предполагается быстрое внедрение модных образцов, а есть лишь устоявшиеся стандартные лекала, рассказала она.
"К тому же не надо забывать, что валютная зависимость в любом случае бы сохранилась, ведь Россия - это страна победившей синтетики и качественных натуральных тканей не производит. Их всё равно пришлось бы завозить из-за рубежа", - добавил главред Агентства новостей розничной торговли (АНРТ) Матвей Быстров.
В целом эксперты считают, что сама по себе идея перевести производство зарубежных брендов в РФ неплохая, однако серьезный интерес со стороны зарубежных ритейлеров возможен лишь при наличии бонусов и преференций от государства. В этом случае компании могли бы пойти на перенос производства, что дало бы отечественным предприятиям серьезную поддержку и бесценный опыт работы с требовательными заказчиками.
Покупатели же получили бы бонус в виде снижения цен на одежду зарубежных брендов. Учитывая относительную дешевизну рабочей силы, заниженный курс рубля и значительно меньшие логистические расходы по сравнению с Китаем, она могла бы подешеветь на 10-20%, полагает исполнительный директор Союзлегпрома Игорь Ульянов.