МОСКВА, 26 апр - ПРАЙМ. Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД дал отрицательное заключение на предложение расширить тарифный коридор для перевозок грузов первого тарифного класса, куда входят наиболее дешевые и массовые грузы - уголь, руды, строительные грузы, цемент, пишет во вторник газета "Коммерсант" со ссылкой на источники.
Как сообщил изданию один из источников, поддержал идею только "Русал", который хочет скидок на доставку импортного глинозема.
РЖД могут менять тариф, устанавливаемый ФАС, в пределах коридора - повышать на 13,4% или снижать на 12,8%. В конце 2015 года, чтобы стимулировать возврат более дорогих грузов на железную дорогу, ФАС разрешила монополии расширить нижнюю границу коридора до 25%. Правление ФАС одобрило это для всех классов грузов на плечах до 3 тысяч километров и для второго и третьего классов - на более длинных расстояниях. Второй класс - это, например, нефтяные грузы и зерно, третий — металлы, автомобили, потребтовары. Вопрос о дальнейшем расширении коридора обсуждается.
По данным эксперта комитета по тарифному регулированию совета Фарида Хусаинова, грузы первого класса приносят в среднем вдвое меньше доходов, чем средняя тонна грузов, и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов второго и третьего тарифных классов. Он отмечает, что низкая рентабельность перевозки угля на дальние расстояния исходно заложена в основную тарифную сетку РЖД, и около трети угля перевозят заведомо ниже себестоимости.
Однако в угольной отрасли грузы первого класса перевозятся по низким тарифам во всем мире, поскольку маршрутные отправки сырьевых грузов являются технологической основой железнодорожной сети, и до тех пор пока выручка от их перевозки покрывает хотя бы переменные издержки, их перевозка оправдана. При этом угольщики уверяют, что не инициировали расширение тарифного коридора, в ФАС ситуацию не комментируют.
Хусаинов считает, что снижение тарифов на грузы первого класса наверняка приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей второго и третьего тарифных классов. И в этом случае уход с железной дороги высокодоходных грузов с более высокой эластичностью спроса будет снижать выручку РЖД.