МОСКВА, 13 мая - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. В правительстве вновь обострилась дискуссия об отмене монополии "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа. Поводом к этому стало обострение конкуренции в Европе, являющейся основным рынком для российского газа. Кроме того, добиться отмены монополии "Газпрома" пытаются независимые производители газа, а ФАС и вовсе предложила осуществить либерализацию экспорта трубопроводного газа до конца года.
ПОКОНЧИТЬ С МОНОПОЛИЕЙ
"Газпром" до недавнего времени являлся единственным экспортером российского газа. Такой статус компании был закреплен законодательно, за счет чего она и получила статус "газового монополиста". Однако, два года назад с абсолютной монополией на экспорт газа было покончено. В декабре 2013 г. президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий "Новатэку" и "Роснефти" экспортировать СПГ.
В выигрыше оказался прежде всего "Новатэк", который получил право самостоятельно продавать СПГ, который будет производить на своем заводе на Ямале. Ожидается, что строительство первой очереди завода мощностью 5,5 млн т/г будет завершено уже в третьем квартале 2017 г. Всего в рамках проекта "Ямал-СПГ" планируется производить 16,5 млн т СПГ в год.
Выгоду из этой ситуации пытается извлечь и "Роснефть". Госкомпания совместно с ExxonMobil анонсировала проект строительства СПГ-завода на Сахалине. Однако партнеры до сих пор не могут определиться даже с месторасположением будущего завода, несмотря на то, что проект должен быть реализован на льготных условиях, поскольку подпадает под СРП.
В такой ситуации президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил допустить независимых производителей газа к "Силе Сибири" – строящемуся газопроводу в Китай.
КОГО ЗОВЕТ ТРУБА
Стремление "Роснефти" и "Новатэка" получить право на экспорт по трубе объяснимо. Даже сейчас в период низких цен на энергоносители, экспортировать трубопроводный газ выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок, поскольку цена за рубежом значительно выше.
По данным западных компаний, в среднем природный газ на германской границе в апреле 2016 г. стоил около 154 долл./тыс. куб. м. Для сравнения, цена газа в Надыме, исходя из результатов торгов на СПбМТСБ 12 мая - 2690 руб./тыс. куб. м или 41,43 долл./тыс. куб. м. Даже с учетом транспортных издержек и экспортной пошлины цена на внешнем рынке в полтора раза выше, чем на внутреннем.
В "Газпроме" в свою очередь объясняют "исключительное право" на продажу газа на зарубежных рынках тем, что у компании есть повышенные социальные обязательства. Помимо выгодной работы с внешними покупателями, компания вынуждена направлять топливо во внутренние районы, поставки в которые являются непривлекательными с коммерческой точки зрения, и нести риски, связанные с неплатежами внутри страны. Например, задолженность регионов Северного Кавказа перед компанией в этом году превысила 32 млрд рублей. Кроме того, "Газпром" отвечает за выполнение программы газификации регионов РФ.
В случае наделения независимых производителей правом экспорта газа, у них снизится интерес к внутреннему рынку. Сейчас цены на газ на СПбМТСБ ниже, чем тарифы, устанавливаемые правительством благодаря конкуренции: и "Роснефть", и "Новатэк" и другие поставщики газа заинтересованы в поставках газа платежеспособным потребителям внутри страны. Больше всех от этого выигрывают покупатели, которые благодаря закупкам газа на бирже получили доступ к дешевому топливу.
Если все газодобывающие предприятия получат право на экспорт, то это приведет к снижению предложения на внутреннем рынке и последующему росту цен. В таком случае, чтобы создать равные условия для всех, правительство будет вынуждено использовать нерыночные методы – экспортные квоты и балансовые задания для поставок на внутренний рынок. В этом случае программа газификации российских регионов ставится под угрозу.
ЕВРОПА ВЫСТУПАЕТ ЕДИНЫМ ФРОНТОМ
Помимо растущего давления на "Газпром" со стороны внутренних лоббистов, компания столкнулась с целым рядом сложностей на своем основном рынке, где формируется валютная выручка – в Европе. Несмотря на резкий рост объемов экспорта в страны дальнего зарубежья в начале года, валютная выручка существенно снизилась. По данным ФТС, в первом квартале 2016 г. поставки в страны дальнего зарубежья выросли на 30,3% по сравнению с тем же периодом годом ранее, достигнув 40,4 млрд куб. м, а доходы РФ от экспорта газа наоборот снизились на 25,8% - до 8,5 млрд долларов.
Одновременно Еврокомиссия ищет способы ослабить переговорные позиции российской компании. Власти ЕС стремятся создать "единый импортный канал" для приобретения российского газа, цель которого сводится к запрету двухсторонних соглашений о поставках топлива. В этом случае, все закупки газа в ЕС будут осуществляться централизованно, что позволит диктовать условия "Газпрому". В случае либерализации экспорта газа в Европу, "единый покупатель" сможет вести сепаратные переговоры с поставщиками и добиваться максимальных скидок. Потери бюджета могут исчисляться миллиардами долларов.
Кроме того, после начала поставок американского СПГ в Европу и по мере реализации проекта "Южный газовый коридор" ситуация на рынке газа Европы будет только обостряться. В отличие от рынка СПГ поставщики трубопроводного газа из России не смогут выбирать рынок сбыта и будут вынуждены понижать цены.
БИТВЫ ПОД КОВРОМ
Несмотря на очевидные сложности и угрозы, к которым может привести изменение статуса-кво, лоббисты не прекращают своих попыток получить доступ к идущей за рубеж трубе. Мнения о целесообразности либерализации экспорта в правительстве разделились.
Например, ФАС предлагает провести общую реформу газовой монополии и отказаться от института гарантирующего поставщика, поскольку данный механизм не является рыночным. Вместо этого антимонопольный регулятор предлагает ввести единый транспортный тариф и обеспечить доступ всем производителям газа к экспортным аукционам.
Минэнерго предлагает промежуточный вариант: обязать "Газпром" поставлять за рубеж газ независимых производителей через его сбытовые структуры. Такую схему ведомство предлагает опробовать на Дальнем Востоке при поставках газа по силе "Силе Сибири".
В Минэкономразвития предлагают вовсе отложить окончательное принятие решения по либерализации экспорта газа до 2018 г. По словам главы ведомства Алексея Улюкаева, сперва необходимо изучить опыт поставок за рубеж российского СПГ "Новатэком", которые начнутся в 2018 г.
Либерализация экспорта газа требует внесение изменений в законодательство, а в правительстве это делать пока не намерены, о чем заявил курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович: "У нас нет планов менять нормативную базу… Если "Газпром" хочет на такой основе работать (в условиях либерализации экспорта газ – ред.), имеет право делать это сам. Но я не уверен, что он хочет… Я знаю, что они ("Газпром" и "Роснефть" – ред.) ведут между собой дискуссию, я в курсе этого, но мы нормативные акты в настоящий момент не собираемся". Таким образом, окончательное решение откладывается – до 2018 г. или более поздний срок.