Москва, 20 мая 2016 года. 18 мая состоялась конференция "Факторинг в России", организованная рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). На мероприятии были представлены оценки рынка факторинга за 2015 год и прогнозы на 2016 год. "В 2015 году рынок факторинга сократился на 10 %, - отметил Станислав Волков, управляющий директор по банковским рейтингам RAEX (Эксперт РА). - Результаты I квартала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выглядят позитивно, но устойчива ли эта тенденция, покажет ближайшее время. Мы видим также существенный отраслевой сдвиг: доля торговых компаний снижается за счет привлечения на факторинг компаний из производственного сектора. Чтобы удержать объемы рынка в 2016 году, Факторы продолжат активно работать с торговыми сетями, повышая их лояльность и убеждая новых клиентов из производственного сектора в том, что факторинг лучше кредита. Однако по базовому сценарию темпы роста факторингового рынка будут близки к нулю".
Об основных причинах падения рынка факторинга в 2015 году высказался Александр Карелин, генеральный директор "Промсвязьфакторинг": "Те компании, которые не попадали под критерий надежных, платежеспособных должников, из портфеля "вымывались". Факторы смотрят в будущее и на этом экономическом цикле "осторожничают" с некоторыми клиентскими группами. Поэтому в первую очередь было повышено внимание к профилю дебитора и сделки, произошло изменение кредитной политики, что и оказало наибольшее влияние на темпы роста рынка в прошлом году".
Михаил Окунев, начальник банковского управления "Металлинвестбанк", выразил мнение, что общий потребительский рынок, на котором работает большая часть Факторов, будет сокращаться. "Однако доля факторингового финансирования в потребительском обороте может расти. Это находится в руках участников не столько факторингового рынка, сколько традиционного кредитования. Часто представители малого и среднего бизнеса не возвращают кредиты, в то время как обеспечить возвратность факторингового финансирования гораздо проще, поэтому я вижу высокую вероятность эффекта "каннибализма", когда факторингом будет замещаться традиционное кредитование".
Шансы на возвращение МСБ в сферу интересов факторинговых компаний прокомментировал Виктор Вернов, генеральный директор, председатель правления "Открытие Факторинг": "Минус концепции "каннибализма" в том, что мы забираем ресурсы у других подразделений, поэтому все-таки хотелось бы сохранять надежду на расширение рынка. Благодаря новым сегментам на рынке факторинга мы можем сделать что-то для экономики".
По словам Владимира Инякина, генерального директора Русской Факторинговой Компании, очень хорошая сделка - это факторинг клиента из малого и среднего бизнеса, а дебитора - из крупного бизнеса. "Именно такие сделки стоит развивать, и это, наверное, лучший способ поддержать малый и средний бизнес. То есть МСБ, поставщик крупного бизнеса, - это тот бизнес, который следует финансировать с помощью факторинга".
Андрей Шубин, исполнительный директор "ОПОРЫ РОССИИ", выразил опасения относительно дальнейшего развития малого и среднего бизнеса и привел результаты проведенного опроса, согласно которым порядка 40% опрошенных субъектов МСБ за последние три месяца пытались привлечь финансовые средства, и 50% из них получили отказ. "Если госфакторинг сдвинется с мертвой точки, это станет огромным ресурсом для развития всего сектора", - подчеркнул он.
Перейдя от темы малого и среднего бизнеса к отраслевому сдвигу в сторону промышленных компаний, Кирилл Покровский, начальник управления факторинга Московского кредитного банка, пояснил, что эта тенденция связана со снижением в 2015 году аппетитов к риску. "Крупные банки и игроки пошли в сегмент крупных компаний. А крупные компании в связи с ограничениями, установленными на привлечение финансирования за рубежом, пошли к крупным российским банкам. Факторинг в этом плане очень удобный инструмент, который позволяет компаниям, не увеличивая долговую нагрузку по МСФО, активно наращивать оборотные средства".
Роман Огоньков, председатель правления НФК, сравнил ситуацию на рынке факторинга с тем, что происходит на рынке потребительских товаров. "Более сильные игроки начинают замещать и выдавливать с рынка более слабых игроков. Например, потенциал компании "Сбербанк Факторинг" наверняка позволит ей с такой низкой базы, которую они имеют сейчас, расти более впечатляющими темпами, чем большинство игроков".
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: (495) 617-0777
Источник: РА "Эксперт"