МОСКВА, 25 мая /ПРАЙМ/. Минэкономразвития в ближайшее время направит президенту РФ доклад с предложениями по созданию online-сервиса для экспорта российских товаров за рубеж, сообщил журналистам замглавы министерства Олег Фомичев.
Ранее президент РФ поручил к 1 июня представить соответствующие предложения.
"Доклад президенту мы планируем направить буквально на днях. Мы от всех ведомств получили позицию, осталось формально текст доклада согласовать, концептуально все согласны", - сказал он по итогам заседания межведомственной рабочей группы "О содействии экспорту путем развития электронной торговли".
По его словам, доклад будет дополнен мерами по экспорту товаров в сегменте В2В.
В МЭР подчеркивают, что данный проект - не попытка создать российский аналог Alibaba. "То, что мы предлагаем - не является созданием русской Alibaba, поскольку Alibaba уже существует, есть eBay, Amazon, JD.com и другие международные и локальные торговые площадки и магазины", - заявил директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Максим Паршин.
Он также подчеркнул, что проект должен финансироваться за счет частных компаний. "Мы не считаем правильным инвестировать в этот проект бюджетные государственные средства, кроме тех денег, которые уже вложены в институты развития и программы поддержки, в том числе, малого и среднего бизнеса", - сказал Паршин.
СУТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По словам Паршина, речь идет о создании некого якорного сервиса, который позволит аккумулировать товарные предложения малого и среднего бизнеса (МСБ). "Это должен быть простой доступ в личный кабинет, где экспортер - потенциальный или действующий - сможет разместить соответствующую информацию. Со своей стороны, институты поддержки смогут ему в этом помочь, адаптировать соответствующие сведения к требованиям внешних площадок и помочь разместиться", - сказал он.
По словам Паршина, этот якорный сервис должен быть интегрирован с другими сервисами, необходимыми для экспорта - логистическими, платежными, страховыми, гарантийными и другими. "Рынок таких услуг есть, вопрос только в интеграции этих возможностей, этих сервисов, делая их доступными для малого и среднего бизнеса", - отметил Паршин.
На этом этапе, по задумке МЭР, товары, представленные в сервисе, могут быть доступны для продажи на внутреннем рынке.
Для продвижения на экспорт к работе должны подключиться организации, занимающиеся таможенным оформлением. "Здесь мы с ФТС обсуждаем проведение таможенных экспериментов в части таможенного оформления тех товаров, которые направляются через канал "Почты России", - отметил представитель МЭР. Ранее об этом эксперименте РИА Новости говорил советник президента Герман Клименко. Предполагается, что ФСТ издаст приказ, позволяющий розничным экспортерам производить таможенное оформление через "Почту", говорил он.
Согласно предложениям МЭР, якорный сервис должен взаимодействовать с внешними площадками, маркет-плейсами - такими, как Alibaba, eBay, JD.com и другими.
Основным координирующим ядром проекта МЭР рассматривает Российский экспортный центр (РЭЦ), а также готов "мобилизовать" другие институты поддержки поддержки малого и среднего бизнеса, которые позволят вести работу с потенциальными и действующими экспортерами по наполнению этого базового якорного сервиса.
"Мы рассматриваем это направление, как проект по развитию малого и среднего бизнеса, по поддержке МСБ, как предоставление новых сервисов и возможностей по выходу как на внешние рынки, так и дополнительную возможность по работе на российском рынке", - добавил он.
Управляющий директор РЭЦ по реализации международных проектов Максим Мамонов отметил, что РЭЦ готов поучаствовать в проекте. "РЭЦ готов обсудить возможность в качестве эксперимента собственного захода на эту площадку консолидартора, но это будет не коммерческий проект, а сугубо продвижение", - сказал он.
ТРЕБОВАНИЯ
По словам Паршина, роль государства должна состоять в выработке требований, необходимых для функционирования системы. В частности, необходимо будет разработать требования к информационным системам единой среды экспортеров; базовые требования к сопутствующим сервисам, которые предоставляются в единой среде экспортеров; к базовым условиям взаимодействия с зарубежными или глобальными информационными системами и российскими интернет-площадками; базовые условия проведения таможенного эксперимента и определение роли "Почты России"; требования к платежным сервисам, к продвижению российских товаров за рубежом с применением знака качества и другие.
По словам Фомичева, сроки выработки таких требований пока не установлены. Если концепция будет поддержана президентом, будут даны соответствующие поручения с конкретными сроками, тогда и начнется разработка требований, сказал замминистра.
КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖАНА
По словам Паршина, МЭР прорабатывало указанные предложения с участниками рынка. "Практически все, с кем мы работали, подтвердили нам готовность реализовать соответствующие сервисы - либо самостоятельно, либо с участием других партнеров. Такие подтверждения у нас есть от "Юлмарта", "Викимарта", Rambler, "Тувимской энергетической промышленной компании", АКИТ. То есть позиция участников рынка, что в целом конструкция поддерживается и они готовы в этом участвовать", - сказал Паршин.
Советник президента РФ Герман Клименко также считает, что сервис будет полезен. "Я надеюсь, что если мы построим дорогу и пустим по ней паровозик, польза от него станет понятна", - сказал он.
Мамонов из РЭЦ также заявил о поддержке концепции, поскольку эти меры "упростят жизнь" малому и среднему бизнесу.
По его словам, на сегодня стоимость размещения на JD.com, Alibaba, Amazon составляет порядка 150-200 тысяч долларов в год. "Я сомневаюсь, что существует много представителей МСБ, которые готовы без гарантии сбыта продукции разместиться за эти деньги. Если возникнет некий консолидартор, возможно, при участии государства, который будет эти проблемы отчасти решать, то это существенно облегчит жизнь МСБ", - сказал он.
Он не исключил, что участие государства все же потребуется. "Я подозреваю, что государству в том или ином виде придется подключиться, возможно, даже финансово, выдавая это не как продукт, а скорее как коммерческое продвижение товаров", - отметил он.
Представитель Минкомсвязи Диана Мелешко отметила, что министерство предлагало, чтобы в части В2С-экспорта большую часть работ могла взять на себя "Почта", обеспечить максимально полный комплекс услуг "от двери к двери" в части таможенного оформления, платежных услуг, функций продвижения товаров.
"Мы также предложили использовать сайт "Почты", на котором есть трекинг регулируемых почтовых отправлений, где будет подтверждаться экспорт, что может использоваться налоговыми органами как один из механизмов для упрощения процедур", - сказала она, отметив, что все предложения были учтены.
ПОТЕНЦИАЛ И СЛОЖНОСТИ
По словам Паршина, сегодня порядка 16 тысяч экспортеров из числа МСБ успешно реализуют свои товары на внешних рынках. Их доля в общем объеме экспорта в РФ составляет 6%. "Вывод: огромный потенциал у данного сектора. Около 10% малых и средних предпринимателей интересуются выходом на внешние рынки. Второй вывод: уже в нынешних условиях при существующей нормативно-правовой базе экспорт возможен несырьевой, именно экспорт малого и среднего бизнеса", - отметил Паршин.
Однако, по его словам, есть и ряд проблем. Например, предприниматели часто просто не знают о тех возможностях, которые уже есть, не знают об условиях выхода продукции на внешние рынки. "Есть также объективные сложности с прохождением таможенных процедур, включая подтверждение о нулевой ставке НДС при розничном экспорте. И есть вопрос, связанный с финансированием, получением кредитов", - отметил он.