Одним из наиболее интересных событий на межбанковском рынке за последние несколько недель стал рост межбанковских ставок, несмотря на сохраняющийся навес избыточной ликвидности. Такую необычную ситуацию мы связываем с новым ростом недоверия в банковском секторе. В начале мая ставки на рынке МБК постепенно снижались, указывая на то, что трансмиссионный механизм, в котором задействованы как межбанковские кредиты, так и платежи, работает довольно успешно, и это давало надежду, что ликвидность распределится между банками относительно равномерно в ближайшие пару месяцев. Однако резкое снижение Центробанком лимитов по кредитам (в период с 9 по 13 мая ЦБ понизил лимиты на аукционах рублевого недельного репо и одновременно отказался рефинансировать кредиты под залог нерыночных активов, которые также погашались на той неделе) нарушило и без того хрупкий баланс на рынке, вновь подтолкнув межбанковские ставки вверх. В результате даже дополнительные объемы кредитования, предоставленные Центробанком затем в течение месяца, которые помогли восстановить уровень ликвидности в банковской системе, не смогли исправить ситуацию, и ставки МБК по-прежнему выше, чем были в апреле и начале мая. Формально кризис доверия в банковском секторе помог регулятору достичь своей цели, а именно предотвратить чрезмерное снижение межбанковских ставок при увеличении структурного профицита ликвидности.
Тем не менее мы считаем, что нынешняя ситуация далека от того, к чему стремился ЦБ: регулятор надеялся, что трансмиссионный механизм окажется эффективнее. Более того, Центробанк, судя по всему, обеспокоен сегодняшней ситуацией и вновь повысил объемы кредитования банковского сектора. Мы полагаем, что в дальнейшем ЦБ будет осторожно снижать объемы кредитования, и вероятность того, что он откажется от кредитных аукционов и перейдет на депозитные, представляется сейчас относительно низкой. Проблема стерилизации избыточной ликвидности в банковском секторе остается нерешенной.
В апреле объемы финансирования со стороны ЦБ резко сократились
Это сокращение определенно отражает не только уменьшение объемов рублевого кредитования, но также снижение валютного долга банковского сектора перед регулятором. По всей видимости, снижение объемов кредитования со стороны ЦБ в иностранной валюте было отчасти компенсировано повышением активности на рынке МБК, и в этом сегменте механизм распределения валютной ликвидности между банками был более эффективным: в отличие от рублевых межбанковских кредитов, которые обычно не имеют обеспечения, валютные кредиты структурированы как валютные свопы, таким образом, риск неплатежа по ним гораздо ниже. Однако недавно введенные ограничения на операции с валютой, в том числе повышение резервных требований по валютным обязательствам и установление лимитов на валютные кредиты, означают, что спрос на валюту со стороны банков также может уменьшиться (снижение ставок по валютным депозитам может также служить доказательством, что валюты у банков сейчас в избытке). Снижение активности в сегменте валютных свопов также могло в конечном итоге привести к повышению ставок по рублевым инструментам.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.