МОСКВА, 28 июн – ПРАЙМ. Проектное финансирование на Западе является одной из самых популярных форм привлечения кредитных ресурсов. Причины понятны: средства привлекаются под конкретный проект и его денежные потоки никак не пересекаются с другими уже действующими активами. Несмотря на очевидное удобство такого партнерства, российские компании не торопятся использовать этот инструмент и едва ли ни единственным известным примером его использования является проект "Ямал СПГ". Почему бизнес очень настороженно относится к этому инструменту, чем хорош "Платон" и как можно решить проблему платных дорог в интервью агентству "Прайм" рассказал первый вице-президент Газпромбанка Алексей Белоус.
- Проектное финансирование в России традиционно ассоциируется с "Ямал СПГ". Другим компаниям не интересен этот инструмент?
- Проектное финансирование достаточно недешевый инструмент по своей природе. Учитывая общие высокие ставки по кредитам, ставки проектного финансирования, число потенциальных пользователей сокращается. К счастью, по мере снижения ставок ситуация начала меняться, и в определенной мере активизировался отложенный спрос.
- Если ЦБ продолжит снижать ставки можно ожидать роста спроса на проектное финансирование?
- Есть некая граница, после которой бизнес уже вряд ли будет привлекать займы. Отдавать всю доходность банку экономически несправедливо. Поэтому если ЦБ снизит ставку до уровня 2010 года – порядка 10% - можно ожидать роста числа проектов.
Правда остается вопрос сроков. Проекты со сроком реализации восемь лет и более опять же рискуют попасть в период экономической турбулентности. Нужно считать проект с запасом, чтобы быть готовым ко всему.
- В каких отраслях наибольший спрос?
- В первую очередь это отрасли, связанные с импортозамещением: сельское хозяйство, пищевая промышленность. Так же проектное финансирование используется в нефтехимической промышленности и сырьевом секторе. Например, 181 млрд рублей привлек "Арктикгаз" - проект "Новатэка" и "Газпром нефти".
- Одним из популяризаторов проектного финансирования был МЭР, который даже запускал под это специальную программу. Какова была в ней роль Газпромбанка?
- Из выделенных под программу 240 млрд рублей мы привлекли около 53 млрд. Сопоставимые суммы привлекли Сбербанк и ВТБ.
- Какие проекты в рамках этой программы кредитовал Газпромбанк?
- Например, строительство центра онкорадиологической медицины в Подмосковье. Другой проект – кредитование строительства энегосетей ФСК в Красноярском крае для конкретной группы потребителей. Инициатором проекта выступает "Полюс Золото". Этот проект не входит в инвестиционную программу ФСК и будет окупаться за счет индивидуального тарифа для этих потребителей.
- Через проектное финансирование от ЦБ вы также кредитовали оператора "Платона". Чем этот проект вас заинтересовал?
- Во-первых, проект показался нам важным в масштабах страны. Система полностью контролируется государством, хотя ее оператором и является частная компания. Система учитывает опыт европейских стран, как они подходят к управлению своими дорогами, и позволяет в итоге распределять сборы среди региональных дорожных фондов для поддержки дорожных проектов.
Во-вторых, проект был одобрен в рамках программы поддержки проектного финансирования. Проект абсолютно прозрачный, и у нас не было причин в нем не участвовать.
- Исходя из структуры сделки, доходы от "Платона" в первую очередь получает концессионер, а оставшиеся средства идут в дорожные фонды. Получается, этот проект для вас безрисковый?
- Определенные риски всегда есть. Банк всегда консервативно подходит к анализу проектов. Хотя то, что мы видим – позитивно: сборы соответствуют нашим прогнозам, и это при том, что проект еще не завершен.
- Насколько выбран зарезирвированный под проект кредитный лимит?
- На 55%. При этом, ставка по займу зафиксирована и максимальная доходность лишь – 11,5%, поэтому "Платон" трудно назвать полноценно коммерческим проектом.
- Газпромбанку самому интересно входить как акционеру в капитал проектов, которые он финансирует? Например, в капитал операторов платных дорог, которые часто пользуются проектными займами?
- Нам интересно входить в такие проекты, но лишь вместе с партнерами. Кто должен быть среди них? Во-первых, профессиональные инвесторы – строители. Во-вторых, профильные инфраструктурные операторы, у которых уже есть опыт эксплуатации платных дорог. Будучи банком, мы не готовы в новых проектах замещать эти экспертизы самостоятельно.
- Как найти компромиссную цену для проезда по платным дорогам, приемлемую и для пользователей и для концессионеров?
- Есть два механизма решения. Первый – капитальные гранты со стороны государства, которые могли бы частично замещать частный капитал на первых этапах проекта и тем самым снижать стоимость для будущих пользователей.
Второй путь – "социальные платные дороги", когда государство частично субсидирует тариф из региональных дорожных фондов. На мой взгляд, этот путь более предпочтителен, потому что это менее затратно для государства и не требует крупных разовых вложений.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.