Рейтинг@Mail.ru
Импульсы развития транспортной инфраструктуры обсудили в рамках II Стратегического форума "Транспортные системы России" - 08.07.2016, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Импульсы развития транспортной инфраструктуры обсудили в рамках II Стратегического форума "Транспортные системы России"

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Поставка подвижного состава и строительство платных дорог, развитие легкорельсового транспорта и железнодорожной инфраструктуры, частная концессионная инициатива и оценка эффективности - все эти темы легли в основу деловой программы II Стратегического форума "Транспортные системы России". Мероприятие организовано Центром развития ГЧП при поддержке Минтранса России и Росавтодора. Генеральным партнером форума выступил Газпромбанк, стратегическим - государственная компания "Автодор". Деловая программа проходила 5 июля в конференц-центре Swissotel.

Форум стартовал с бизнес-завтрака Газпромбанка, посвященного проектам по закупке и эксплуатации подвижных составов на основе государственно-частного партнерства. В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора ГУП "Мосгортранс" Василий Полюшкевич, заместитель начальника ГУП "Московский метрополитен" по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов, генеральный директор АНО "Дирекция Московского транспортного узла" Алексей Петров, исполнительный директор ООО "Аэроэкспресс" Алексей Сорокин, представители ведущих компаний-поставщиков, органов власти, кредитных агентств. Модерировал дискуссию первый вице-президент Газпромбанка Алексей Белоус. На деловом завтраке обсуждались проекты по поставке подвижного состава для проектов в Московском регионе. В частности, Алексей Сорокин рассказал об уникальном опыте "Аэроэкспресса". Проект сроком 15 лет, был застрахован швейцарской компанией SERV в рублях, что обеспечило полноценное покрытие рисков, в том числе по валютным колебаниям и эксплуатации подвижного состава.

На пленарной дискуссии "Транспортная инфраструктура России: от инициатив к проектам, от инвестиций к возвратности", модератором которой выступил управляющий директор Газпромбанка Павел Бруссер, эксперты подняли вопросы, с которыми сталкиваются публичные партнеры и частные инвесторы при реализации проектов в транспортной сфере, финансовое обеспечение концессий, вопросы привлечения денег на ГЧП-проекты из негосударственных пенсионных фондов, проблемы устаревших нормативов в дорожной отрасли.

Председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отметил, что имеет смысл создать механизм субсидирования региональных проектов государственно-частного партнерства, Центр уже обсуждает такую возможность с Минэкономразвития. Региональные ГЧП-проекты необходимо учитывать в федеральных целевых программах, однако пока не разработана методика их отбора. Также Павел Селезнев обратил внимание, что одной из основных проблем в транспортных ГЧП-проектах является вопрос рефинансирования существующих концессий для привлечения в них пенсионных и страховых денег. Уже появился вторичный рынок концессий по проектам, которые вышли на эксплуатационную стадию, по ним значительно снижены инвестиционные риски.

Как отметил руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, использование контрактов жизненного цикла крайне перспективно, в том числе в рамках законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц. В процессе реализации проектов частным партнером возникают важные вопросы, так как инвестор из-за жестких условий контракта учитывает все нюансы. Одним из самых крупных транспортных контрактов в Москве является закупка подвижного состава на сумму более 240 млрд рублей. Господин Решетников также поднял вопрос привлечения пенсионных денег на примере проекта строительства Северного дублера Кутузовского проспекта. Кроме того, он сообщил, что скоро будут объявлены условия строительства Северо-Восточной хорды.

Заместитель руководителя департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Евгений Трусов обратил внимание, что в условиях инфляции сокращается объем предложения из-за ограниченных инструментов финансирования. На примере профинансированного банком строительства двух участков трассы М11 он объяснил, что в такой ситуации было решено выпустить несколько облигационных займов с фиксированной ставкой на период строительства с переходом впоследствии на плавающую ставку.

Генеральный директор АО "ДСК "Автобан" Алексей Андреев назвал развитие института государственно-частного партнерства и долгосрочных инвестиционных соглашений положительной тенденцией и импульсом для дальнейшего развития инфраструктуры. В то же время устаревшие нормативы в дорожном строительстве тормозят этот процесс. С ним согласен заместитель председателя правления ГК "Автодор" Александр Носов. Он сообщил, что идет работа над методологией, разрабатываются серьезные изменения в контрактных схемах.

Председатель совета партнеров VEGAS LEX, председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян подчеркнул, что сейчас концессий в регионах появляется гораздо больше, чем на федеральном уровне. Он призвал больше работать с регионами и использовать их положительный опыт.
В рамках открытой дискуссии по частной концессионной инициативе (ЧКИ) на транспорте спикеры сошлись на том, что одной из основных сложностей сейчас является отсутствие компенсации затрат инвесторам. По мнению руководителя практики проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ компании EY Алины Заборовской, если не решить вопрос компенсации затрат, то проектов ЧКИ, особенно в транспорте, будет очень немного. Однако, по словам юриста компании Herbert Smith Freehills Яны Ивановой, отсутствие специального регулирования по компенсации затрат инициатора в случае, если он не стал концессионером, пока не стало демотиватором для инвесторов на региональном и муниципальном уровнях.

Отсутствие единого органа, уполномоченного рассматривать и утверждать подаваемые ЧКИ, тоже создает дополнительные трудности. Например, из-за отсутствия четко прописанной процедуры рассмотрения и принятия решения о реализации ЧКИ задерживается запуск реконструкции участка трассы М5, рассказала начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Росавтодора Елена Семенова. Нормативно-правовой акт об уполномоченном органе сейчас находится на согласовании в Минэкономразвития России и должен закрепить основные аспекты принятия решения о реализации проектов в рамках процедуры частной инициативы.

Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития России Мария Ярмальчук рассказала, что с момента вступления в силу поправок о частной концессионной инициативе (в мае 2015 года), было опубликовано 289 лотов преимущественно на муниципальном уровне, из них большинство в коммунальной сфере. В то же время большинство публикуемых предложений не соответствует закону о концессионных соглашениях, поэтому встает вопрос об уровне компетенции и определении ответственных за рассмотрение и утверждение заявок ЧКИ. Это может быть единый уполномоченный орган, в составе которого будет работать межведомственная рабочая группа, либо такие полномочия будут прописаны для каждого заинтересованного отраслевого ведомства отдельно. Госпожа Ярмальчук добавила, что необходимо доработать и механизм подачи документов для заявки на проект.

В ходе стресс-теста региональных транспортных проектов рассматривались два дорожных концессионных проекта в Удмуртии и Башкортостане, претендующих на финансирование из дорожного фонда. Модератором стресс-теста выступил начальник ФКУ "Дороги России" Иван Григорович. На основании проведенной экспертами Центра развития ГЧП оценки бюджетной эффективности и сравнительного преимущества проекты по строительству Восточного обхода Ижевска и дороги "Стерлитамак-Кага-Магнитогорск" в республике Башкортостан были признаны сбалансированными. Методика оценки учитывает как бюджетную эффективность проектов, так и отдачу от косвенных эффектов. Восточный обход Ижевска, согласно представленному плану, окупится в течение 13 лет с расчетом минимального потока в 8-10 тысяч автомобилей в сутки. Дорога "Стерлитамак-Кага-Магнитогорск" длиной 170 км потребует 12 млрд рублей вложений, проект рассчитан на 15 лет.
В ходе публичного обсуждения проекта конкурсной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 633-715 км (обход с. Лосево и г. Павловска) директор по правовому структурированию ООО "Автодор-Инвест" Денис Патрин отметил, что отбор исполнителя впервые будет проведен полностью в электронной форме. Конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения должен быть объявлен не позднее 1 августа 2016 года, инвестор до 2020 года вложит в реализацию проекта 6,23 млрд рублей при общей стоимости в 62,2 млрд рублей. ГК "Автодор" до конца 2016 года заключит с инвестором ДИС общей продолжительностью 24 года.

На круглом столе "Частные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру: возможности и перспективы" шла дискуссия о привлечении российских частных инвестиций в строительство ВСМ "Москва - Казань". Есть несколько возможных вариантов участия, в том числе выпуск облигаций, привлечение пенсионных средств, однако еще неясно, кто именно из российских инвесторов может стать потенциальным участником проекта.

Кроме того, на форуме обсуждалось развитие автоперевозок с использованием беспилотных технологий: их эффективное использование, создание единой инфокоммуникационной среды, организация автотранспортных коридоров для грузовых беспилотников и российские модели беспилотного транспорта. Проблемы подготовки ГЧП-проектов в сфере легкорельсового транспорта были рассмотрены в формате мозгового штурма. Эксперты обсудили наиболее оптимальные организационно-правовые схемы таких проектов.

Источник: пресс-служба Форума "Транспортные системы России"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала