В данный момент рынки акций США и Великобритании торгуются на несколько процентов выше уровней начала года, тогда как рынки еврозоны и Японии находятся в минусе. Доходности гособлигаций по-прежнему держатся на низких уровнях, и возобновившееся снижение цен на нефть продолжит оказывать понижательное давление на инфляционные ожидания. Доллар США топчется на месте примерно в середине торгового диапазона нынешнего года. Китайский юань, достигнув отметки в 6.70 относительно доллара, временно прекратил снижение, однако нельзя исключать, что с завершением саммита «большой семерки», который пройдет в Китае 4–5 сентября, ослабление китайской валюты возобновится. Только что опубликованные в Китае данные индексов PMI содержат определенные признаки стабилизации экономической активности. Индекс Caixin обрабатывающих отраслей в июле вырос с 48.6 до 50.6, а официальный индекс PMI сферы услуг составил 53.9 (против 53.7 месяцем ранее)
Однако ситуация в мировой экономике остается неоднозначной и в целом неопределенной. Согласно последней оценке МВФ, представленной в прошлом месяце, темпы роста большинства ведущих экономически развитых стран по-прежнему оставляют желать лучшего. Впрочем, параллельно МВФ отмечает и некоторое улучшение перспектив ряда развивающихся экономик, в том числе Бразилии и России, послужившее поводом для небольшого положительного пересмотра прогноза глобального ВВП на 2017 г. Правда, прогноз на 2016 г. был понижен МВФ на 0.1 пп в связи с рисками, связанными с Brexit. Между тем, по мнению Гэвина Дэвиса, рост экономической активности в мире, напротив, в последнее время ощутимо ускорился и в настоящий момент составляет 4.1% против минимума в 2.2%, зафиксированного в марте текущего года. При этом он отмечает значительную синхронность происходящих улучшений, а это может означать, что темпы роста мировой экономики приближаются к тому уровню, преодолев который она сможет выйти на траекторию более устойчивого роста, что избавит ведущие центробанки от необходимости запуска новых программ монетарного стимулирования. На наш взгляд, это выглядит слишком оптимистично, учитывая низкие темпы роста экономики Японии (где завтра должны быть обнародованы детали нового пакета фискальных мер), еврозоны и США. Как отмечает Сатьяджит Дас, денежные власти большинства стран в последние годы обходили стороной столь важную проблему, как рост долговой нагрузки, в результате чего с 2008 г. суммарный долг государственного и частного секторов в мире увеличился на 60 трлн долл., достигнув 200 трлн долл., что примерно в три раза превышает размер мирового ВВП.
Интересно отметить, что на прошлой неделе Управление независимой оценки МВФ раскритиковало исследования фонда, касающиеся кризиса в еврозоне, за недостаточную аналитическую глубину и невнимание к деталям, а также за то, что в своих исследованиях эксперты МВФ занимают позиции, очень близкие к официальной позиции властей самого ЕС. Между тем директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард принесла извинения за то, что фонд еще до референдума о выходе Великобритании из ЕС негативно оценивал перспективы британской экономики и ситуацию в бюджетной сфере страны. По оценкам МВФ, реализация «негативного сценария» в случае Brexit могла бы привести к отклонению британского ВВП от базового сценария примерно на 5%.
Подобные оценки (не только со стороны МВФ) способствовали тому, что Brexit действительно негативно сказался на показателях уверенности британских потребителей и бизнеса. В связи с этим многие ожидают, что по итогам заседания в этот четверг Банк Англии объявит о дополнительных мерах монетарного стимулирования экономики. Но возникает вопрос: насколько такие меры нужны?
Рост ВВП Великобритании во 2к16 оказался немного лучше ожидавшихся 0.6% и в два раза превысил темпы роста экономики еврозоны, что вселяет уверенность в способность британской экономики справиться с неопределенностью, возникшей в текущем квартале после референдума о выходе из ЕС. Опубликованный сегодня индекс PMI обрабатывающих отраслей Великобритании в июле составил 48.2 против предварительной оценки в 49.1, хотя число новых экспортных заказов, как и в предыдущем месяце, выросло.
На своем заседании в ближайший четверг Комитет по монетарной политике Банка Англии, возможно, учтет тот факт, что инфляция закупочных цен в стране достигла 5-летнего максимума. В прошлую пятницу также были опубликованы последние показатели роста денежной массы (агрегат M4), который в годовом выражении составил 8.0%, и данные о кредитовании населения, темпы роста которого достигли максимального уровня за последние 11 лет.
В связи с приведенной статистикой возникают сомнения в необходимости смягчения монетарной политики Банка Англии – тем более что 11%-е снижение эффективного курса фунта стерлингов уже равносильно ее смягчению (помимо выгод, которые оно дает иностранным инвесторам, заинтересованным в покупке британских активов). Дальнейшее снижение процентных ставок ударило бы по интересам британских вкладчиков, в то время как возобновление Банком Англии программы количественного смягчения в условиях, когда доходности суверенных облигаций уже находятся на рекордно низких уровнях, привело бы к дальнейшему росту и без того рекордного дефицита пенсионных фондов британских компаний, составляющего 384 млрд фунтов стерлингов (снижение доходности облигаций на 0.1% увеличивает суммарные пенсионные обязательства на 2%).
В ближайшую пятницу будет опубликована очередная статистика численности рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях США, которую участники рынка считают важным индикатором дальнейших намерений Федрезерва (в силу того, что поддержание уровня занятости является частью мандата ФРС). По итогам июня количество рабочих мест в стране увеличилось на 287 тыс., благодаря чему среднемесячный рост по итогам первого полугодия достиг 172 тыс. И хотя последняя оценка роста реального ВВП США оказалась заметно хуже ожиданий (всего 1.2%), на уровне отдельных компонентов были и свои позитивные моменты: так, довольно существенно – на 4.2% – выросли потребительские расходы. Сдерживающее влияние на экономику оказали слабые показатели товарных запасов, строительства и инвестиционной активности бизнеса.
На данный момент рынки закладывают всего одно повышение ставки ФРС по федеральным фондам до конца нынешнего года. Глава ФРБ Нью-Йорка Билл Дадли призывает с осторожностью подходить к любому повышению, считая, что замедление роста реальных зарплат и уровня занятости не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь существенное ускорение роста американской экономики. В свою очередь президент ФРБ Далласа Роберт Каплан утверждает, что монетарная политика США исчерпала потенциал своей эффективности, и для стимулирования роста необходимо проводить структурные реформы и задействовать инструменты фискальной политики (хотя раньше он говорил о том, что объем недофинансирования различных социальных программ, превышающий 45 трлн долл., ведет к увеличению дефицита госбюджета страны). Тема усиления роли фискальной политики как инструмента стимулирования экономического роста поднималась и на недавнем саммите «большой двадцатки». Определенное представление о том, какую позицию может занять FOMC на очередном заседании 21 сентября, позволит составить доклада главы ФРС Джанет Йеллен на ежегодном симпозиуме в Джексон-Хоуле, который состоится в конце этого месяца.
Европейская служба банковского надзора в минувшую пятницу опубликовала результаты стресс-тестирования банков еврозоны. Нельзя сказать, чтобы они полностью прояснили вопрос о том, какой объем рекапитализации требуется некоторым европейским банкам, причем не только итальянским. От объявления вердикта по принципу «прошел» или «не прошел» тестирование тот или иной банк, регулятор отказался – возможно, чтобы избежать новой волны продаж, под давлением которых акции некоторых банков еврозоны уже оказались ранее в этом году. В ближайшую среду британский HSBC обнародует свои результаты за 1п16, которые, как ожидается, будут отражать сокращение прибыли до налогообложения на 20%. В свою очередь Royal Bank of Scotland, публикующий отчетность в пятницу, как ожидается, объявит об убытках.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.