Как многие и предполагали, комитет по монетарной политике Банка Англии понизил ключевую процентную ставку на 25 бп (до 0.25%). Более неожиданным стало то, что параллельно со снижением ставки регулятор анонсировал целый ряд других мер: рассчитанную на шесть месяцев программу количественного смягчения объемом 60 млрд фунтов стерлингов, программу выкупа корпоративных облигаций (18 месяцев, 10 млрд фунтов стерлингов) и программу срочного кредитования. Рынки отреагировали на это подъемом индекса FTSE100 на 1.6%, снижением до рекордных минимумов доходностей британских суверенных и корпоративных облигаций и падением курса фунта к доллару до 1.3112. Как подсчитал Bank of America Merrill Lynch, с учетом вчерашнего снижения ставки Банком Англии начиная с банкротства Lehman Brothers мировые центробанки снижали процентные ставки в общей сложности 666 раз (ранее на этой неделе процентную ставку снизил Резервный банк Австралии). Также вчера Банк Англии обнародовал новые экономические прогнозы. Прогноз роста ВВП на 2017 г. понижен до 0.8%, а прогноз роста британской экономики на период с 2016 по 2018 г. уменьшен в сумме на 2.5%. При этом регулятор исключил возможность наступления рецессии.
Слабый фунт, ультранизкие процентные ставки и меры фискального стимулирования, о которых, как ожидается, осенью объявит правительство Великобритании – всего этого должно быть вполне достаточно, чтобы преодолеть негативное влияние, которое результаты июньского референдума оказали на уровни уверенности британского населения и бизнеса. Хотя за снижение ставки члены комитета по монетарной политике проголосовали единогласно, по вопросам возобновления программы количественного смягчения и запуска программы выкупа облигаций их мнения разошлись. В то же время глава Банка Англии Марк Карни заявил, что использовать такие механизмы, как отрицательные процентные ставки или «вертолетные деньги», регулятор не намерен. Правительство Великобритании уже отказалось от идеи выйти на бездефицитный бюджет к 2020 г. и в последнее время все больший акцент делает на увеличении инфраструктурных расходов. Нет ничего удивительного в том, что во многих развитых экономиках, где возможности монетарной политики практически исчерпаны, акцент начинает смещаться в сторону фискального стимулирования. Это предполагает переход от дефляционного сценария к рефляции, что может придать новый импульс рынкам акций.
Между тем реакция глобальных рынков на решения Банка Англии оказалась заметно более сдержанной. Индекс S&P500 вчера закрылся практически без изменений, а азиатские рынки сегодня торгуются разнонаправленно. Нетрадиционные меры монетарной политики за долгие годы использования стали вполне «традиционными», и инвесторы все чаще начинают видеть в них одну из причин низких темпов экономического роста и низкой инфляции (что, в частности, согласуется с точкой зрения «неофишерианства»). Последователи теории Кейнса, несомненно, знакомы с понятием ловушки ликвидности – ситуации, в которой при определенных обстоятельствах низкие процентные ставки и вливания ликвидности не могут обеспечить достаточный стимул для «перезапуска» экономики. В текущих условиях, когда крупнейшие экономики мира имеют более высокую долговую нагрузку, чем во время последнего финансового кризиса, попытка стимулирования экономической активности за счет наращивания долга едва ли будет успешной.
Уже очевидно, что введение отрицательных процентных ставок не улучшило состояние банковской системы в еврозоне и Японии. Отрицательные ставки являются лишь дополнительным налогом на кредитные организации, и если регулятор оказывает давление на банки, чтобы они привлекали больше капитала – как, например, в Еврозоне, – то вероятность заметной активизации банковского кредитования весьма невелика. Отрицательные ставки не способствуют росту сбережений или стоимости активов пенсионных фондов. По оценке британской консультационной компании Hymans Robertson, из-за снижения процентных ставок в стране обязательства корпоративных пенсионных фондов перед своими участниками увеличатся на 70 млрд фунтов стерлингов. Совокупный дефицит британских корпоративных пенсионных фондов достиг рекордных 945 млрд фунтов. Негативное воздействие на размер регулярных пенсионных платежей отчасти компенсируется ростом котировок акций (индекс FTSE100 заметно поднялся относительно минимумов после решения о выходе Великобритании из ЕС). Ультрамягкая денежно-кредитная политика способствует росту цен на финансовые активы, однако многие обозреватели выражают обеспокоенность тем, что такая политика приводит к перегреву рынков и создает риски для финансовой стабильности.
Не так давно мы приводили последние данные экономической статистики, согласно которым темпы роста денежной массы в Великобритании достигли 8%, а рост потребительского кредитования обновил 11-летний максимум. В преддверии референдума регулятор предупреждал об отрицательных последствиях возможного решения о выходе из ЕС, полностью обходя тему возможного положительного влияния такого шага. Однако если все время говорить об ухудшении, то велика вероятность, что именно так и произойдет. Вполне естественно, что индексы уверенности бизнеса и населения реагируют на негативные новости. Вместе с тем адаптироваться экономике помогает ослабление фунта. С точки зрения международных инвесторов ослабление британской валюты похоже на дисконт: финансовые активы страны дешевеют, становясь более привлекательными для вложений.
В отличие от еврозоны, где банковский кризис пока не преодолен, в распоряжении британских регуляторов есть инструменты для оперативного реагирования на ситуацию. Страны еврозоны не обладает возможностью компенсировать внешние шоки за счет девальвации валюты. У Италии и Испании нет собственной валюты, и поэтому адаптация происходит через снижение спроса и, как следствие, рост безработицы. Это еще раз наглядно доказывает тезис о том, что унифицированная политика, которую пытаются проводить страны еврозоны, не работает. Италия – не Германия. Опубликованные сегодня данные об экономической активности в еврозоне указывают на то, что в Испании темпы роста промышленного производства достигли минимального уровня за период с января 2015 г., а в Германии объем промышленных заказов неожиданно сократился на 0.4%.
Может быть, реакция Банка Англии преувеличена? Как утверждает британский регулятор, меры по стимулированию экономики, которые предотвратят рецессию и рост безработицы, нужно принимать сейчас. Такая позиция предполагает, что с экономической точки зрения центробанк рассматривает Brexit скорее как негативное событие. Но что если британские компании не станут сокращать инвестиции, банки не побегут из Лондона в Париж, Евросоюз не введет в отношении Великобритании торговые барьеры, и в итоге пятая по величине экономика мира так и не окажется «в конец очереди», о возможности чего говорил президент США Барак Обама? Что если предпринятые Банком Англии шаги приведут к подъему в экономике и еще больше подстегнут рост денежной массы и кредитной активности? В настоящий момент британский денежный рынок торгуется из расчета, что ключевая ставка не будет повышаться до 2020 г. Однако в случае экономического бума регулятор будет вынужден быстро менять параметры своей политики, а прогнозы, сулящие мрачные перспективы британской экономике, придется пересматривать.
В США сегодня выйдет отчет о занятости в несельскохозяйственных отраслях за июль. Консенсус-прогноз предполагает увеличение количества рабочих мест на 175 тыс. Исходя из тезиса, что любой прирост, превышающий 150 тыс., будет способствовать сокращению скрытой безработицы и неполной занятости, ФРС оставляет открытым вопрос о повышении ключевой ставки. Если численность рабочих мест увеличится меньше, чем на 150 тыс., о повышении ставки на сентябрьском заседании FOMC можно будет забыть, в то время как повторение результата предыдущего месяца, когда прирост составил 287 тыс., резко увеличит вероятность такого шага. Не меньший интерес для участников рынка представляют и данные о росте средней заработной платы, публикуемые вместе с данным о занятости. Следующим важности событием для рынка станет выступление главы ФРС Джанет Йеллен на ежегодном симпозиуме в Джексон-Хоуле 26 августа.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.