МОСКВА, 19 сен - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Литва не знает куда девать закупаемый у норвежской Statoil сжиженный природный газ (СПГ) и пытается перепродать его мелким оптом своим соседям. Тем временем, литовские потребители голосуют долларом за российский газ.
INDEPENDENCE ПО-ЛИТОВСКИ
В декабре 2014 г. Литва установила арендованный у Норвегии плавучий терминал для приема, хранения и ре-газификации СПГ в порту Клайпеда. Местные СМИ с восторгом комментировали это событие, называя его обретением "энергетической независимости" от "Газпрома" и России".
Литовский министр энергетики Рокас Масюлис сразу же заявил о планах превратить страну в "значимый энергетический центр" Прибалтики. В планы Вильнюса входила организация поставок газа в соседнюю Латвию и далее в Эстонию. Для этого был построен и прошлой осенью введен в строй газопровод Клайпеда – Куршенай.
Рассчитывая на грядущий спрос литовское правительство также спешно подписало еще один контракт для покупки СПГ, на этот раз с американской Cheniere Energy.
Заручившись договоренностями сразу с двумя поставщиками, литовский власти заявили о скором полном прекращении импорта российского трубопроводного газ. В последние годы между двум странами сложились очень напряженные экономические и политические отношения. Дошло до прямых угроз со стороны литовского президента Дали Грибаускайте, которая пригрозила прекратить транзит газа в Калининградскую область.
Кроме того, литовцы подали иск в Стокгольмский арбитражный суд, обвинив "Газпрома" в завышении цены на газ, который российская компания поставляла на протяжении нескольких лет. Размер иска к российской компании составил 1,4 млрд долларов. Но суд счел доводы литовской стороны неубедительными и иск отклонил.
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЛАНЫ
Мощность Independence составляет 4 млрд куб. м/г. Литве такие огромные объемы не требуются, поскольку из-за сокращения промышленного производства и убывающего населения потребление газа стремительно падает. Для внутреннего потребления стране достаточно только половины этого объема.
В таких условиях Statoil пошел навстречу Вильнюсу и сократил на 30% изначально оговоренный объем, который Литва обязана покупать на условиях "take or pay", а также предоставил скидку на норвежский газ и аренду Independence, но потребовал продлить существующий договор еще на 5 лет – с 2019 г. до 2024 г.
При этом, несмотря на громкие заявления об энергетической независимости, именно "Газпром" остается крупнейшим поставщиком газа в страну. Если Statoil в прошлом году экспортировал в Литву 0,4 млн куб. м., то российская компания в пять раз больше - 2,1 млрд куб.
Чтобы "создать правильный баланс" литовские власти решили задействовать административные методы. Всех крупных импортеров газа на законодательном уровне обязали брать 25% из СПГ-терминала вне зависимости от того, выгодно это им или нет.
Не оправдались литовские надежды и на экспорт газа другим прибалтийским государствам. Представители руководства эстонской Eesti Gaas и Latvijas Gaze в унисон заявили, что поставки российского газа по долгосрочным контрактам полностью удовлетворяют потребности Эстонии и Латвии. Газ из России оказался дешевле норвежского на 8-12%.
Кроме того, "Газпрома" стал проводить более гибкую ценовую политику. Компания организовала проведение аукционов на поставку газа для потенциальных европейских потребителей.
Сейчас компания провела уже три аукциона, один из которых был ориентирован именно на прибалтийских покупателей. В марте "Газпром" предложил им 560 млрд куб. м. из которых было реализовано 420 млн куб м. По данным источника, близкого к организаторам аукциона, цена на газ была выше, чем по долгосрочным контрактам.
Примечательно то, что среди покупателей были литовские компании Lietuvos Energija, Haupas и Achema. Несмотря на заявления министра Масюлиса о дешевом норвежском газе – после предоставления скидок со стороны Statoil – литовские потребители проголосовали долларом за российский ресурс.
Долгосрочный договор на поставку газа между "Газпромом" и Литвой завершился в декабре 2015 г. Но литовские потребители все еще могут получать объемы из России, не выбранные по завершенному договору. Но скоро поставки прекратятся и придется вести переговоры с Москвой о новом договоре. Литва могла бы уже полностью перейти на норвежский газ, но он слишком дорог.
ИГРА ПО МЕЛОЧИ
В четверг Litgas и Lietuvos duju tiekimas (LDT) подписали договор, согласно которому компании будут осуществлять поставки норвежского СПГ-потребителям в Балтийском регионе. Поскольку крупных покупателей найти не удалось, литовские компании уже готовы перепродавать газ мелким оптом и пытаются найти клиентов среди владельцев судов, использующих газ в качестве топлива.
"Перед нами открываются новые возможности бизнеса на формирующемся мелкооптовом рынке СПГ в Балтийском море … У клайпедского СПГ-терминала есть возможность расширить свою деятельность и стать центром торговли и перевалки СПГ в малых объемах", - заявил Далюс Мисюнас, глава Lietuvos energija – материнской компании Litgas.
Какие именно судовладельцы будут закупать газ – он уточнять не стал. В любом случае, организовать бункеровку (заправку) судов сжиженным газом также будет очень непросто. В мире из 50 тыс. торговых судов, только 50 используют СПГ в качестве топлива.
Однако выбора у литовцев нет: пропускная способность СПГ-термина составляет 4 млрд куб. м/г, а используете он менее чем на 10% - 350 млн куб. м/г. При этом, аренду терминала необходимо выплачивать в полном объеме – 42,9 млн евро в год – и единственный способ минимизировать убытки – хвататься за всех возможных клиентов, даже если СПГ как энергоноситель нужен лишь одному судну из тысячи.