МОСКВА, 24 окт - ПРАЙМ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ доработала проект правил недискриминационного доступа (ПНД) к услугам портов и транспортных терминалов; к документу есть претензии у отрасли и в Минтрансе, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
Планируемый срок вступления ПНД в силу - июнь 2017 года, а 10 октября замглавы ФАС Александр Редько направил в Минтранс проект постановления правительства по утверждению правил, сообщает издание. При этом в документ внесен ряд существенных изменений. Так, отсутствуют пункты, относящие перевалку грузов, погрузку и выгрузку к услугам естественных монополий, что возвратило бы в отрасль регулирование тарифов.
Кроме того, новая версия обязывает стивидоров устанавливать цены и вести расчеты только в рублях, также добавлен пункт, обязывающий РЖД согласовывать заявки на перевозку при договоренности клиентов с портом. Документ по-прежнему требует от стивидоров вести единую тарифную политику, заключать договоры при наличии технических возможностей, предоставлять информацию об услугах, их объемах, пропускной способности. ПНД также обязывают направлять заявку на доступ к инфраструктуре и не менее чем за 30 дней — заявку на получение услуг.
Обращения стивидор должен сохранять в реестре на своем сайте, размещать в интернете информацию о ценах на услуги, планы по увеличению технической возможности порта, данные о структуре издержек на инфраструктуру и об ограничениях, вводимых по перевозкам всеми видами транспорта, включая железнодорожный.
По данным издания, Минтранс направил ФАС отрицательную оценку на ПНД. Ссылаясь на источники, оно пишет, что министерство, в частности, хочет исключить согласование заявок на перевозку по железной дороге и убрать определение "доступ к объектам инфраструктуры", так как формулировка некорректна и позволяет потребителям владеть и распоряжаться объектами, и раздел о раскрытии в интернете, потому что "вопрос не является предметом регулирования проекта".
В свою очередь, в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) считают, что проект содержит ряд положений, которые противоречат законодательству и необоснованно расширяют обязательства субъектов естественных монополий в морском транспорте - эти обязательства существенно выше, чем в других видах транспорта. Источник "Коммерсанта" среди стивидоров согласился с претензиями Минтранса и АСОП по введению рублевых расчетов, обязанности раскрытия информации и нереализуемости сроков договоров.