МОСКВА, 28 ноя – ПРАЙМ, Яна Рождественская. Избрание президентом США Дональда Трампа, известного своей критикой военных кампаний США и чрезмерного, по его мнению, финансирования союзников, активизировало дискуссии о создании европейской армии. Трамп в период избирательной кампании неоднократно призывал пересмотреть систему финансирования НАТО.
"Страны, которые мы защищаем, должны оплачивать стоимость этой защиты. В противном случае США следует быть готовыми к тому, чтобы дать этим странам возможность защищать себя самостоятельно", -- говорил Трамп во время предвыборной кампании.
Сейчас расходы США на оборону составляют около 3,6% ВВП, других членов альянса – в среднем 1,4%. По внутреннему регламенту НАТО, рекомендованный размер финансирования вооруженных сил составляет 2%.
В первую очередь заявления Трампа о пересмотре роли США в НАТО вызывают опасения у стран Балтии. Как прокомментировал позицию Трампа Ояр Эрик Калниньш, глава комитета латвийского парламента по международным отношениям: "Он первый кандидат в президенты, который подвергает сомнению НАТО и обязательства НАТО. Мы столкнулись с большой неопределенностью".
Примечательно, что одновременно с избранием Трампа еще один удар по оборонной политике ЕС был нанесен изнутри, когда летом жители Великобритании вопреки всем ожиданиям проголосовали за выход из состава ЕС.
До этого партнерство именно с Великобританией и США было ключевым элементом в оборонной стратегии стран Балтии. Именно эти две страны были главными сторонниками увеличения сил альянса в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Специально для сдерживания "возможной военной агрессии со стороны России" члены НАТО согласились дислоцировать по одному дополнительному международному батальону в каждом из государств. В общей сложности речь идет о 4 тыс. военнослужащих. В конце октября стало известно, что с апреля 2017 года Великобритания направит в Эстонию 800 своих солдат, танки Challenger, БМП Warrior и беспилотные летательные аппараты.
Brexit и победа Трампа поставили под вопрос дальнейшую реализацию этой стратегии. "Два столпа нашей безопасности ослаблены", -- констатировала депутат Европарламента из Латвии Сандра Калниете.
Уже на следующий день после новости о победе Трампа с предложением о том, как заполнить образовавшийся "вакуум", выступил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По его мнению, ЕС необходимо пересмотреть свою оборонную стратегию и создать собственную армию. "Мы очень благодарны американцам… но они не будут заботиться о безопасности Европы всегда. Мы должны делать это сами, поэтому нам нужен новый подход к созданию «европейского союза по безопасности» и – как конечная цель – созданию европейской армии", -- указал он.
Хотя Юнкер и подчеркнул, что эти планы никак не связаны с избранием Трампа, разговоры о создании армии ЕС активизировались именно сейчас.
Отчасти облегчает возможность создания армии ЕС Brexit – Великобритания регулярно блокировала инициативы, предполагающие большее сотрудничество стран блока в сфере безопасности и обороны. С выходом Великобритании из ЕС центром создания европейской армии может стать Германия.
В нынешнем году немецкое министерство обороны впервые с 2006 года выпустило новую редакцию "Белой книги по немецкой политике безопасности и будущему Бундесвера", содержащей военную доктрину Германии. Как прокомментировал этот факт профессор Центра стратегических исследований Военного колледжа армии США Джон Дени: "Документ представляет собой изменение парадигмы в двух важных аспектах. Возможно, самое важное – это декларация, что Германия собирается не просто участвовать, но и инициировать коалиции. Это серьезный отход от прошлого, когда Германия стремилась использовать жесткую силу только через сложившиеся многосторонние институты".
Министр безопасности Германии Урсула фон дер Ляйен недавно призвала к более тесному сотрудничеству вооруженных сил стран ЕС. Она признала и связь этого с результатом президентских выборов в США: "Исход выборов в США может дать дополнительный импульс. Решение о Brexit и выборы в США заложили новый курс для ЕС". По ее мнению, Европа и Германия "как великая нация в центре Европы" должны быть более самодостаточными в вопросах безопасности. Как писал ранее член комитета Бундестага по международным отношениям Родерик Кизеветтер: «Создание европейской армии – долгий путь, но стратегическая необходимость требует важных шагов, чтобы подготовить почву уже сейчас».
Также среди стран, уже призвавших к объединению оборонных инициатив в рамках ЕС, Франция, Испания и Италия. В середине декабря должна пройти встреча министров обороны стран ЕС. Скорее всего, там будет обсуждаться и вопрос о создании общеевропейской армии.
Примечательно, что вроде бы более всех заинтересованные в такой инициативе страны Прибалтики наоборот дают ей скептические оценки. В бывших советских республиках опасаются, что такой шаг может подорвать координацию действий в рамках НАТО. Неоднозначно эту идею восприняли и входящие в ЕС, но не в НАТО Швеция, Ирландия и Австрия.
Призывы к созданию собственной армии ЕС раздавались и раньше. Идеи о создании единой армии восходят еще к 1950-м годам, но с тех пор такая армия так и не была создана. Важным остается вопрос финансирования европейской армии – сейчас требуемые НАТО 2% ВВП на нужды обороны выделяют только пять стран ЕС, в том числе Великобритания. Германия собирается увеличить оборонный бюджет с 34 млрд евро в нынешнем году до 39 млрд евро в 2020 году, тем не менее эта сумма все еще меньше 2% ВВП.
"Прежде чем мечтать о европейской армии, лучшей реакцией на избрание Трампа для европейских стран было бы нарастить свои собственные расходы на оборону", -- указал министр обороны Великобритании Майкл Фэллон.
Тем не менее шаги в этом направлении уже предпринимаются. В середине ноября министры обороны и министры иностранных дел стран-членов ЕС согласовали новые правила, согласно которым блок сможет посылать свои войска в зоны кризиса до того, как туда будут направлены миротворческие силы ООН. По мнению экспертов, эта инициатива тоже является признаком готовности ЕС действовать без участия США. Как сказал в связи с этим планом министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан: "Европа должна быть в состоянии действовать в целях собственной безопасности… Это позволит Европе сделать шаг к стратегической автономии".