Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка
МОСКВА, 27 дек - ПРАЙМ. Тенденция восстановления розничного кредитования в России за счет ипотеки наметилась с середины лета 2016 года, при том, что до этого года рынок сокращался.
Это восстановление происходит низкими темпами. Если сравнивать с 2009 годом, то тогда кредитная активность восстанавливалась более заметно. Сейчас часть кредитных продуктов все еще остается невостребованными, например, автокредиты.
Есть еще проблема общей закредитованности населения. Многие уже просто не в состоянии брать дополнительные кредиты. В результате мы получаем очень небольшой ежемесячный рост кредитования, примерно 0,3-0,4% во II полугодии 2016 года. В следующем году, наверное, удастся выйти на 6% роста суммарно по розничному кредитному рынку. Но это не амбициозный показатель.
За этим умеренным восстановлением стоят две разные тенденции. Это достаточно ощутимый рост ипотечного кредитования, который фактически не прерывался в течение всего кризиса. Он связан с тем, что госбанки наращивают портфель ипотечных кредитов. Одновременно этот рост ипотеки компенсирует отсутствие роста вне ипотечного кредитования, которое, в свою очередь достигло дна к середине 2016 года. Оно находилось на этом уровне в течение всего II полугодия 2016 года, и так и не смогло от этого дна оторваться.
Приток розничных депозитов продолжается достаточно неплохими темпами. Думаю, по итогам текущего года может быть рост их объема на 10-12%. Но следует отметить устойчивую тенденцию к долларизации депозитов - большую склонность населения к валютным сбережениям. По сравнению с прошлым кризисом, который мы принимаем за ориентир, видно, что уровень долларизации оказывается выше. Он составляет порядка 26% в рознице в последние месяцы. Мы видим, что, несмотря на стабилизацию валютного курса, он не сокращается. В 2010 году уровень долларизации составлял примерно 20%.
С одной стороны, это может быть связано с тем, что мы сейчас наблюдаем плавающий курс доллара, менее предсказуемый, чем был в 2010 году. Но, возможно, это связано с эффектом деофшоризации, с тем что капиталы, которые возвращались из-за рубежа в Россию были валютными сбережениями. И, вероятно, не было большого желания конвертировать их в рубли. Влияние этого фактора заканчивается, в 2017 году не ожидается таких движений между счетами. Если уровень долларизации не снизится, то будет понятно, что это только внутренние предпочтения.
От того, с какой скоростью будет восстанавливаться рынок розничного кредитования, будет зависеть скорость восстановления потребления. Я думаю, что у нас в рознице в основном рост будет происходить в сфере ипотечного кредитования. Это небольшой рынок- всего 5-6% ВВП, но он имеет потенциал роста в масштабах Восточной Европы. А вот рынок неипотечного кредитования большого потенциала не имеет. Очевидно, что там есть большие проблемы с тем, чтобы этот рынок стал фактором экономического восстановления.