Всемирный банк опубликовал доклад о перспективах роста мировой экономики – первый экономический прогноз на 2017 г., представленный одной из ведущих квазигосударственных организаций. В следующий понедельник свои прогнозы должен представить МВФ.
В докладе отмечается, что для мировой экономики 2016 г. стал еще одним сложным годом, который характеризовался стагнацией глобальной торговли, низким уровнем инвестиций и значительной неопределенностью в отношении экономической политики во многих странах. В этом году Всемирный банк прогнозирует умеренное восстановление темпов роста мировой экономики «в условиях ослабления факторов, препятствующих экономической активности в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах – экспортерах биржевых товаров, а также сохранения стабильного внутреннего спроса в странах с развивающимся рынком и развивающихся странах – импортерах биржевых товаров». По оценкам Всемирного банка, объем мировой торговли в текущем году увеличится на 3.6% и на 4.0% – в 2018 г., а средняя цена на нефть в 2017 г. составит 55 долл./барр.
Основным фактором, который «может повысить темпы экономического роста на страновом и глобальном уровнях», Всемирный банк называет «фискальное стимулирование в ведущих странах, особенно в США». В то же время в докладе отмечается, что потенциал роста многих развивающихся экономик в среднесрочной перспективе ограничивается низкими темпами роста инвестиций и производительности труда.
Крупнейшей экономикой мира являются США, на долю которых приходится 22% мирового производства, 10% мировой торговли, 20% глобального потребления энергоносителей, 63% валютных резервов и более трети суммарной рыночной капитализации глобального рынка акций. По оценкам Всемирного банка, фискальное стимулирование в США в размере 1% ВВП через два года приведет к увеличению ВВП страны на 0.7–1.5%. В свою очередь ускорение роста ВВП США на 1 пп может добавить около 0.6 пп к росту развивающихся экономик.
Тем не менее Всемирный банк ожидает, что в этом году рост реального ВВП развивающихся экономик составит 4.2%, а в 2018 г. ускорится до 4.6%. Согласно его расчетам, вклад развивающихся экономик в рост мирового ВВП в 2017 г. составит 1.6 пп. Таким образом, впервые с 2013 г. доля развивающихся экономик в общем росте глобальной экономики достигнет порядка 60%. При этом рост экономики Китая, по оценкам Всемирного банка, замедлится с 6.5% до 6.3%.
К факторам, представляющим угрозу с точки зрения развития мировой экономики, Всемирный банк относит рост неопределенности в отношении экономической политики в ведущих странах, негативные явления на финансовых рынках и снижение потенциальных темпов экономического роста. Перечисленные опасения связаны, в том числе, с предстоящими в этом году выборами в странах, на долю которых в совокупности приходится 25% глобального ВВП (правда, в 2016 г. этот показатель был существенно выше – порядка 50%).
Всемирный банк также указывает на риски ухудшения глобальных финансовых условий и возобновления укрепления доллара США. Повышение курса доллара к корзине валют стран – торговых партнеров США на 10% может по прошествии трех лет привести к замедлению роста ВВП США более чем на 1.5 пп относительно базового уровня. Эпизоды укрепления доллара обычно сопровождаются «долговой разгрузкой» банковского сектора, ухудшением денежно-кредитных условий в мировой экономике, увеличением частоты финансовых кризисов и снижением темпов роста развивающихся экономик. Вероятность того, что фактический рост глобального ВВП в 2017 г. составит 2.0–3.2%, Всемирный банк оценивает в 50%.
В докладе также отмечается, что многие развивающиеся экономики остаются весьма чувствительными к потенциальному резкому повышению стоимости заимствований, что объясняется их высокой зависимостью от внешнего финансирования, ограниченным уровнем валютных резервов и значительным внутренним долгом. По оценкам Всемирного банка, рост доходности долгосрочных облигаций США на 100 бп может привести к сокращению притока капитала в развивающиеся экономики на 20–45%. Одну из ключевых ролей в синдицированном кредитовании развивающихся экономик играют банки еврозоны, обеспечивающие порядка 23% общего притока банковского финансирования в эти страны.
С 2010 по 2016 г. средний рост инвестиций в развивающихся экономиках замедлился с 10% до 3.0%. В настоящее время темпы этого роста не только существенно отстают от докризисного уровня, но во многих странах недотягивают и до среднемноголетнего уровня. На долю развивающихся экономик, темпы роста инвестиций которых ниже исторического тренда, приходится 35% глобального ВВП и около 70% мирового населения, что является самым высоким показателем за последние 25 лет.
С 2000 по 2015 г. долг частного сектора развивающихся стран (и экспортеров, и импортеров сырья) в процентном отношении к ВВП вырос примерно на 20 пп. По оценкам МВФ, в данный момент суммарный долг корпоративного сектора этих стран составляет 18 трлн долл., что примерно в четыре раза выше уровня десятилетней давности. Доля развивающихся стран, в которых соотношение частный долг/ВВП превышает 60%, в 2015 г. достигла 20%, что является максимумом с 1990 г. Однако в отличие от прошлых кредитных бумов, как правило, сопровождавшихся значительным увеличением инвестиций, этот оказался на удивление «безинвестиционным» и в основном способствовал росту частного потребления.
По размеру «долгового навеса» (отклонение коэффициента долг/ВВП от долгосрочного тренда) Китай существенно превосходит как развивающиеся, так и развитые экономики. По данным Банка международных расчетов, суммарный объем кредитования нефинансового сектора Китая в 2016 г. достиг нового рекордного уровня в 255% ВВП. Новых максимумов достигла и инфляция цен на жилье в крупнейших городах (хотя в последнее время появились некоторые признаки замедления этого процесса).
Шаги, предпринимаемые Китаем для перехода к более устойчивой модели экономического роста, привели к тому, что с 2012 г. темпы роста инвестиций в стране упали вдвое. Посткризисный рост инвестиций в мире на 42% был обеспечен инвестиционной активностью Китая, и точно так же замедление роста инвестиций в мире на треть было обусловлено замедлением их роста в Китае. Таким образом, мы можем говорить о весьма существенном влиянии Китая на мировую экономику. По оценкам Всемирного банка, замедление роста инвестиций в Китае на 1 пп по прошествии года приведет к замедлению роста развивающихся сырьевых экономик на 0.3 пп.
На данный момент одной из ключевых проблем для Китая (впервые остро вставшей в прошлом году) является все более активный отток капитала, оказывающий давление на курс юаня и, как следствие, вынуждающий власти проводить валютные интервенции. Это ведет к уменьшению международных резервов, для восполнения которых Китай должен сокращать свои вложения в гособлигации США. Снижение ставок в этой ситуации ничего не даст, а ухудшение ситуации с ликвидностью еще больше усиливает волатильность ставок денежного рынка. В связи с этим неизбежно встает вопрос: насколько власти страны готовы поступиться целевыми темпами экономического роста для обеспечения финансовой стабильности? Рано или поздно Китаю придется начать сокращать непомерную долговую нагрузку. За последние несколько лет страна прошла через целый ряд сменявших друг друга пузырей на рынках недвижимости и акций. Ухудшение ситуации с ликвидностью и повышение рыночных ставок может больно ударить по слишком закредитованным заемщикам, вызвав негативную цепную реакцию со стороны рынка облигаций и банковской системы.
На следующей неделе в Давосе пройдет очередной Всемирный экономический форум. На его открытии ожидается выступление председателя КНР Си Цзиньпина, в котором значительное внимание наверняка будет уделено позитивным перспективам развития китайской экономики и ее роли для мировой экономики в целом. К моменту окончания форума в США уже будет новый президент, и то, как будут складываться торговые отношения между двумя странами, окажет самое непосредственное влияние на вектор дальнейшего движения и финансовых рынков, и всей мировой экономики.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.