Президент США Дональд Трамп обвинил Германию, Китай и Японию в девальвации евро, юаня и иены. Это может привести к ухудшению торговых отношений между США и этими странами, а также может свидетельствовать об отказе от политики сильного доллара.
МОСКВА, 3 фев - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Протекционистская политика нового президента США Дональда Трампа после неоднократных заявлений о намерении ввести заградительные пошлины на ввоз некоторых товаров в США, а также призвавшего американские компании возвращать производство в страну, все чаще встречает негативную реакцию в других странах. Резкие высказывания самого Трампа и членов его администрации по поводу экономической политики некоторых стран поднимают вопрос о том, не грозят ли миру торговые войны между США и другими странами. Председатель Европейского совета Дональд Туск назвал высказывания Трампа тревожными. По его мнению, новая администрация США является внешней угрозой для ЕС, наряду с Китаем, Россией и радикальным исламом.
Несколько дней назад экономический советник президента США Питер Наварро обвинил Германию в искусственном занижении курса евро и получении несправедливых торговых преимуществ из-за этого. "Большим препятствием для того, чтобы видеть в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) взаимовыгодную сделку, является Германия, которая продолжает получать выгоду от других стран ЕС, а также США, используя существенно недооцененный евро как фактически немецкую марку", - заявил Наварро британской газете Financial Times.
Германия не замедлила ответить на заявления Наварро. Канцлер Германии Ангела Меркель отвергла эти обвинения и отметила, что Германия выступает за независимую политику Европейского центрального банка (ЕЦБ) и не оказывает на него влияния. "Мы пытаемся конкурировать на мировом рынке с конкурентоспособными продуктами в честной конкуренции со всеми остальными", - сказала Меркель.
По словам директора Центра международной экономики немецкого Института экономических исследований Габриэля Фельбермайера, упрек Германии в том, что она способствует занижению курса евро, лишен каких-либо оснований. Он указывает на то, что слабый евро и низкая процентная ставка поддерживается ЕЦБ, чтобы помочь странам Южной Европы. "Германии как нетто-кредитору такая политика вредит, и она стремится к скорейшему прекращению политики низкой процентной ставки", - подчеркнул Фельбермайер.
В середине января 2017 года сам Трамп заявил о возможности введения 35-процентной пошлины на импорт автомобилей в США, что может сильно ударить в том числе по немецким автопроизводителям. Трамп критиковал намерение BMW построить завод по производству автомобилей в Мексике. "Вы можете производить автомобили для США, но за каждый автомобиль, ввозимый в США, вам придется заплатить 35-процентный налог. Я хочу сказать BMW, что если вы строите завод в Мексике и собираетесь продавать машины в США без 35-процентного налога, то вы можете забыть об этом", - сказал Трамп в интервью немецкой газете Bild.
Германия является пятым по размеру импортером товаров в США (после Китая, Канады, Мексики и Японии) – в 2015 году импорт немецких товаров в США составил $124,8 млрд. Традиционно импорт немецких товаров в США значительно превышает экспорт из США в Германию В 2015 году последний составил лишь $50 млрд. Для Германии США в течение многих лет были важнейшим торговым партнером и только в 2016 году, по данным Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK), на первое место вышел Китай.
Не в последнюю очередь именно такой торговый баланс между США и Германией вызывает негативную реакцию новой американской администрации. "Мерилом для оценки торговых партнеров у администрации Трампа является торговый баланс. Германия стала мишенью из-за большого профицита торгового баланса", - считает эксперт вашингтонского Института мировой экономики Петерсона Каролина Фройнд.
Фройнд ожидает периода охлаждения торговых отношений между Германией и США. "Скорее всего мы увидим торговые меры, такие как антидемпинговые компенсационные пошлины и гарантии, в сочетании с правилами «Покупайте американское»", - отмечает она.
Вскоре после инаугурации Трамп объявил о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) – торгового соглашения, в котором приняли участие 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Судьба сходного соглашения между США и ЕС – Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) – остается под вопросом.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов считает, что пока Германия и ЕС в целом не до конца понимают, чего можно ждать от новой администрации США, и пытаются прозондировать почву. Ситуация должна проясниться в ближайшие недели, возможно месяцы. Импульс изменениям отношений между США и ЕС могут придать выборы, которые в 2017 году пройдут во многих странах Европы, в том числе в Германии, Франции и Нидерландах.
Помимо Германии, американские власти на этой неделе обвинили в девальвации иены Японию. По мнению премьер-министра Японии Синдзо Абэ, говорить о том, что Япония девальвирует иену, некорректно, и при необходимости он готов объяснить Трампу кредитно-денежную политику страны восходящего солнца. Трамп неоднократно допускал резкие высказывания по поводу экономической политики Китая, в том числе обвиняя его в девальвации юаня.
"Трамп мыслит в категориях игры с нулевой суммой, в категориях победителей и проигравших, но международная торговля не предусматривает односторонней выгоды. Если его политика приведет к ускорению глобальной рецессии и уничтожению большого количества рабочих мест, это будет Пиррова победа", - считает директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард.
При этом, по словам Белова, вряд ли стоит ожидать кардинальных изменений в отношениях Германии и США или торговой войны, в отношении Германии Трамп не будет допускать таких популистских высказываний, как в отношении Мексики, на границе с которой он призывает построить стену.
Тем не менее и немецкий, и американский бизнес обеспокоены высказываниями Трампа и возможными изменениями в торговых отношениях двух стран. Если какие-то серьезные изменения действительно произойдут, немецким компаниям придется на них реагировать. Директор Центра исследований по автомобилестроению Высшей школы экономики в Бергиш-Гладбахе Штефан Братцель считает, что в случае введения США высоких ввозных пошлин на автомобили, немецкие компании скорее всего перейдут к так называемой мелкоузловой сборке, которая обычно применяется для обхода таможенных пошлин – в страну ввозятся не автомобили, а их комплектующие, из которых на месте собирается автомобиль.
По мнению Белова, если немецкий бизнес все же будет вытесняться из США, то он будет искать новые рынки сбыта. С учетом высокой степени интеграции мировой экономики резкие действия такой страны, как США, могут повлиять и на мировую торговлю в целом. "Очень важны косвенные воздействия и эффект обратной связи. Мир в экономическом отношении чрезвычайно интегрирован – если другие страны также получат высокие пошлины и поэтому смогут меньше экспортировать, они будут также меньше импортировать из Германии", - заметил президент Кильского института мировой экономики Деннис Сноуэр.
Хотя торговая война, по мнению большинства экспертов, маловероятна, политика новой американской администрации может довольно сильно изменить ландшафт мировой торговли. Последние заявления Трампа и представителей его администрации могут свидетельствовать о том, что США намереваются отойти от политики сильного доллара, которой США придерживались многие годы.