Обещание Дональда Трампа в ближайшие две–три недели представить некие «феноменальные» новации в области налогообложения подтолкнуло фондовый рынок США к новым рекордным уровням. В своем выступлении президент также подтвердил планы по ослаблению регулирования экономики. Предвыборная программа Трампа, напомним, включала пункт об отмене закона Додда-Франка, что оказало заметную поддержку котировкам банковских акций. На наш взгляд, полная отмена этого законодательного акта маловероятна – скорее речь может идти о наборе каких-то точечных мер по снижению регуляторного давления на финансовый сектор.
3 февраля президент США издал указ, предписывающий Минфину в течение 120 дней представить анализ того, насколько действующие правила и политики способствуют или, наоборот, препятствуют реализации положения об основных принципах регулирования финансового сектора. Данный документ акцентирует внимание на интересах инвесторов, стимулировании экономического роста и конкурентоспособности на мировом рынке, а также традиционных задачах финансового регулирования, таких как недопущение кризисных ситуаций в банковской сфере, анализ рисков и повышение финансовой прозрачности.
По мнению Брукингского института, полная отмена закона Додда-Франка вряд ли будет одобрена Сенатом США, в котором у республиканцев только 52 голоса против 60 голосов, необходимых для принятия такого решения. Однако положение Congressional Review Act (CRA) позволяет новой администрации отозвать изменения в законодательство, внесенные начиная с 13 июня 2016 г., используя простое большинство в Сенате и Палате представителей (при условии поддержки со стороны президента). В рамках этой нормы могут быть отменены правила, введенные Бюро по защите потребителей финансовых услуг США (Consumer Financial Protection Bureau) – такие как ограничения в отношении предоплаченных дебитовых карт и микрокредитов.
В числе других кандидатов на отмену – требования к размеру капитала банков, осуществляющих операции с деривативами, и правила торговли производными ценными бумагами, утвержденные в конце 2016 г. Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Также, вероятно, будет смягчено требование к минимальному размеру банков, принятое Советом США по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council) в рамках закона Додда-Франка в целях борьбы с системными рисками для финансового сектора. Как ожидается, Конгресс повысит минимальный размер капитала системно значимых банков с нынешних 50 млрд долл. до 200 млрд долл.
В течение года новая администрация Белого дома может сменить руководство большинства органов по регулированию финансовой системы. Руководители Комиссий по ценным бумагам и биржам и по торговле товарными фьючерсами уже ушли в отставку, а срок полномочий глав Управления контролера денежного обращения (Comptroller of the Currency) и Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) истекает позднее в этом году.
Потенциальная смена руководства регуляторов позитивно отразится на состоянии крупных финансовых институтов. Хотя для отмены так называемого Правила Волкера, регулирующего участие банков в операциях купли-продажи ценных бумаг на свои собственные средства, потребуется принятие соответствующих законодательных актов, предполагается, что действующие требования будут смягчены, либо к ним добавятся какие-то исключающие положения. Также ожидается, что новый состав Совета по надзору за финансовой стабильностью исключит крупных страховщиков из перечня организаций с потенциально высоким системным риском.
Для международных банков, базирующихся в США, ожидаемые изменения в регулировании финансовой системы связаны, в первую очередь, с отсрочкой вступления в силу последней версии стандартов достаточности капитала (Базель 4), основанных на соотношении размера капитала и «скорректированных» активов. Банковский сектор уже продемонстрировал нежелание еще больше наращивать капитал, увеличивать резервы и подчиняться более жестким требованиям к размеру долговой нагрузки. Возможно, в конечном итоге банкам будет предложено все-таки увеличить капитал, но в обмен на смягчение регуляторного надзора. Поскольку крупные американские банки продолжают занимать доминирующие позиции на финансовых рынках, опасения относительно уровня концентрации риска и последствий потенциального банкротства слишком крупных организаций не теряют своей актуальности (см. план, предложенный президентом ФРБ Миннеаполиса Нилом Кашкари). Также могут быть предприняты шаги по сокращению расходов более мелких банков на выполнение регуляторных требований.
Банковский сектор, несомненно, будет приветствовать ослабление регулирования и надзора, как правило, считающихся весьма обременительными, однако всегда есть риск, что где-то в перспективе случится очередной финансовый кризис. Результатом политики дешевых денег, например, стало возвращение объемов корпоративных заимствований в США к уровню 2007 г. Как не раз отмечалось, корпорации выпускают облигации, чтобы финансировать выкуп своих акций с рынка, а это поднимает и без того завышенную стоимость американских ценных бумаг. В Великобритании темпы роста потребительского кредитования достигли 10–11%, что является максимумом с 2005 г. Отношение долга к ВВП в мировом масштабе находится на рекордно высоком уровне – как пишет БМР, за последние 16 лет долги правительств, домохозяйств и корпораций возросли на 63% в США, еврозоне, Японии, Великобритании, Канаде и Австралии, на 52% – в странах «большой двадцатки» и на 85% – в странах с развивающейся экономикой. Очередной финансовый кризис, вероятнее всего, будет связан с тем, как будет развиваться ситуация с управлением этой долговой нагрузкой. В Великобритании большинство кризисов традиционно связано с циклом подъема и спада на рынке жилья. Длительность такого цикла составляет приблизительно 18 лет, исходя из чего можно ожидать, что следующий пузырь лопнет в 2025 г.
В еврозоне вновь на повестке дня долговой кризис в Греции, о чем на этой неделе высказались представители ЕС и МВФ. Хотя наибольшая часть средств предоставлена официальными кредиторами, такими как ЕС, немецкие власти отвергают возможность каких-либо списаний. Отношение долга к ВВП Греции сейчас равно 180%, но, как полагает МВФ, в долгосрочной перспективе вырастет до 275%, и это при нулевом текущем первичном профиците бюджета. Греция находится в долговой ловушке, что является главной причиной 25%-го сокращения ее экономики. В июле наступает срок очередного платежа по долгу в размере 7 млрд евро. Тед Мэллок, кандидат на пост представителя США в ЕС, в этой связи заявляет, что Греции лучше выйти из еврозоны и вернуть драхму.
Также на прошедшей неделе в центре внимания были политические риски в еврозоне в связи с предстоящими выборами в Нидерландах (15 марта) и первым туром президентских выборов во Франции (23 апреля). Марин Ле Пен призвала к выходу Франции из ЕС, заявив, что госдолг страны в размере 2 трлн евро в этом случае будет переведен во французские франки. Не исключены досрочные выборы в Италии. Из других событий ближайшего времени внимания заслуживает заседание Европейского совета 9 марта, которое может совпасть с началом реализации статьи 50 правительством Великобритании. Помимо этого, 25 марта состоится неформальный саммит ЕС, посвященный 60-й годовщине Римского договора.
Между тем Дональд Трамп в пятницу встречался с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, чтобы обсудить вопросы торговых отношений и валютной политики. У Японии второй по величине профицит торгового баланса с США (первый – у Китая). Последние данные торгового баланса Китая, опубликованные вчера вечером, показали, что китайский экспорт в США вырос на 9% г/г. Профицит счета текущих операций Японии в 2016 г. достиг максимума за последние девять лет – 184 млрд долл., что на 25% больше показателя 2015 г. К тому же Япония недавно обогнала Китай в качестве крупнейшего официального иностранного держателя казначейских облигаций США. И Япония, и Китай могут начать продавать UST, если США будут проводить слишком активную протекционистскую политику. В этом случае во внешнем финансировании американской экономики образуется «черная дыра», которую придется ликвидировать за счет внутренних сбережений, т.к. в противном случае США столкнуться с увеличением стоимости заимствований.
Между тем, согласно представленной на днях статистике, профицит торгового баланса Германии достиг очередного рекордного уровня. Представители администрации США уже назвали Германию «валютным манипулятором», а евро – недооцененной валютой. Решающие значение имеют дальнейшая динамика доллара и действия ФРС в отношении процентных ставок. С учетом того, что 15 марта наступает крайний срок решения вопроса о «потолке долга», ФРС вполне может отложить повышение ставки по федеральным фондам до июня.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.