Французские и немецкие политики боятся "фейковых" новостей, IT компании борются с недостоверной информацией. МИД России представит 22 февраля российский проект по разоблачению "фейков"
МОСКВА, 20 фев - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Президентские выборы в США вызвали целую волну обсуждений того, как социальные сети и новости могут влиять на предпочтения избирателей и результаты выборов. Одной из важнейших тем для обсуждения стали "фейковые" новости, в которых сообщалась неверная информация о кандидатах.
Японская компания Trend Micro, специализирующаяся на компьютерной безопасности, назвала "фейковые" новости одной из важнейших киберугроз 2017 года наряду с уязвимостью "интернета вещей" и ростом числа атак на гаджеты Apple. Сейчас этот вопрос волнует уже немецких и французских политиков - в 2017 году в этих странах пройдут выборы. Технологические корпорации тем временем разрабатывают планы борьбы с недостоверной информацией.
Во время предвыборной кампании в США распространялись публикации о поддержке папой римским Франциском Дональда Трампа, о том, что Трамп ударил мусульманина во время митинга, Хилари Клинтон участвовала в торговле оружием с "Исламским государством" (запрещено в РФ. - "Прайм"), а агент ФБР, который вел расследование в отношении Клинтон, был найден мертвым. Впоследствии все эти новости оказались не соответствующими действительности.
В январе американские ученые Хант Алкотт (Нью-Йоркский университет) и Мэтью Гентцков (Стэнфордский университет) опубликовали исследование, посвященное "фейковым" новостям в соцсетях во время избирательной кампании в США. По данным исследования, 14% американцев назвали социальные сети основным источником информации во время предвыборной кампании. Как отмечают эксперты, в соцсетях контент может распространяться между пользователями без фильтрации третьими лицами, проверки фактов и редактуры, а у отдельного пользователя без опыта такой работы и репутации может быть иногда больше читателей, чем у Fox News, CNN или New York Times.
Согласен с данными выводами и коммерческий директор аналитической компании Brand Analytics Василий Черный. "Один из самых важных моментов - смещение медиапотребления в соцсети и мессенджеры. В сверхпроводящей среде соцмедиа и без того свойственная людям любовь к «жареному» усиливается автоматическими алгоритмами формирования персональных лент", - отмечает он.
В 2017 году должны состояться президентские выборы во Франции и парламентские выборы в Германии, в связи с чем политики этих стран уже сейчас весьма озабочены темой "фейковых" новостей. Несколько дней назад представители штаба одного из кандидатов в президенты Франции, Эмманюэля Макрона, обвинили российские СМИ в публикации ложных новостей.
Власти разных стран довольно активно реагируют на распространение недостоверной информации. В январе Бундестаг начал расследование волны публикаций "фейков", также было объявлено о планах по созданию специального подразделения пресс-службы немецкого правительства, которое бы выявляло и реагировало на фальшивые новости. В декабре о создании центра по борьбе с "фейковыми" новостями объявило также правительство Чехии.
В минувшую среду пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова сообщила о том, что МИД также планирует запустить проект по борьбе с ложными новостями. "На сегодняшний день есть понимание, что тиражирование новостей, выдаваемых за правду о нашей стране, в западных мейнстримовых СМИ приобрело характер масштабной эпидемии", - заявила она. На сайте министерства будет создан раздел, где будут публиковаться "фейковые" новости и их разоблачение. Ожидается, что проект будет представлен уже 22 февраля.
На волну фальшивых новостей уже откликнулись технологические компании. Особенно резкой критике подвергся Facebook, ведь именно там выкладывалась значительная часть "фейков". Если ранее соцсеть неизменно указывала на то, что она не является издательством и не несет ответственности за публикуемый в ней контент, теперь ей пришлось отреагировать. Основатель Facebook Марк Цукерберг еще в ноябре, то есть вскоре после выборов президента США, представил план по борьбе с "фейковыми" новостями, который предусматривал улучшение алгоритмов проверки достоверности новостей, облегчение информирования пользователями о недостоверных новостях, а также обращение за экспертной оценкой.
Позднее Facebook объявил о том, что он собирается сотрудничать с Международной сетью по проверке фактов Института Пойнтер, в которую входят такие сайты и организации, как Snopes, PolitiFact, The Associated Press, FactCheck.org и ABC News. В преддверии президентских выборов во Франции соцсеть запустила спецпроект вместе с крупнейшими французскими СМИ, в том числе AFP, France Télévisions, Libération и Le Monde для проверки публикаций на соответствие действительности. Недавно Цукерберг также сообщил о том, что компания разработала искусственный интеллект, который сможет распознавать недостоверные новости и будет запущен уже в этом году.
О необходимости развития технологий по борьбе с недостоверной информацией заявляли и другие компании. Генеральный директор Apple Тим Кук призвал технологические компании создать инструменты, которые позволят снизить распространение "фейков". В конце января Google также сообщил о том, что за прошлый год он заблокировал более 200 ресурсов, публиковавших информацию, которая вводит пользователей в заблуждение.
По мнению Василия Черного, бороться с "фейковыми" новостями действительно помогут именно технологии. В качестве метода он называет использование мониторинговых и аналитических систем, которые могут помочь желающим проверить информацию, найти первоисточники, а также развитие и распространение подобных технологий.
Согласен с этим мнением и глава SAP National Security Services, подразделения разработчика ПО SAP, Марк Тестони. По его мнению, наиболее эффективным методом являются разработки в сфере искусственного интеллекта и создание алгоритмов, отслеживающих поведение людей в интернете. В то же время он отметил, что и пользователям нужно более критично относиться к новостям. "Мы должны быть критичными потребителями и когда мы что-то читаем, то не можем просто надеяться, что другие проверят факты, а должны сами критически рассматривать информацию и самостоятельно проверять ее", - сказал Тестони.
После выборов в США началось активное обсуждение влияния распространения ложной информации на мнение избирателей и роли британской компании Cambridge Analytica в победе Трампа, а также использования Big Data (технологий обработки и анализа больших объемов данных, в том числе плохо структурированных) в политике.
Именно Cambridge Analytica организовала интернет-кампанию в поддержку Трампа. Речь идет по сути о тех же технологиях, которые уже активно применяются в коммерческой рекламе, - микротагретинге и контекстных сообщениях. Как рассказал на конференции в сентябре прошлого года основатель компании Александр Никс, были выделены 32 типа американцев и установлено множество закономерностей их поведения. В один из дней дебатов между Трампом и Клинтон специалисты компании разослали 175 тыс. вариантов аргументов Трампа с незначительными изменениями. Различие было в деталях - размере шрифта и заголовка, использованном цвете, наличии или отсутствии иллюстрации.
Важной особенностью политической агитации в интернете, в том числе и публикации "фейковых" новостей, является крайняя дешевизна такого способа. Британская газета Financial Times выяснила, что одним из мест, где создавались многие фальшивые новости во время выборов в США, была Македония. В одном только македонском городе Велес были созданы сотни сайтов, публиковавших "фейки". Таким образом, для того, чтобы попытаться повлиять на исход выборов все чаще не нужны миллионы долларов.