Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"
МОСКВА, 1 мар - ПРАЙМ. "Газпром" намерен сохранить свою долю на европейском рынке, признавая, что европейское направление остается приоритетным. Российская компания сможет достичь поставленной цели, только в случае строительства газопровода "Северный поток - 2", который обеспечит бесперебойные поставки и гарантирует рентабельность экспорта российского газа в Европу. Однако российский проект наталкивается на все большее сопротивление со стороны Польши и структур ЕС. Брюссель готов профинансировать проекты альтернативные "Северному потоку -2", несмотря на их сомнительную экономическую целесообразность.
ПЛАНЫ "ГАЗПРОМА" В ЕВРОПЕ
Во время проведения Дня инвестора в Сингапуре заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев сообщил о цене на российский газа для европейских потребителей в 2017 г, которая составит $180-190/тыс. куб. м по сравнению с $167/тыс. куб. м. Медведев особо подчеркнул, что Европа остается основным рынком сбыта для "Газпрома".
В прошлом году "Газпром" экспортировал в страны Дальнего зарубежья 179,3 млрд куб. м - исторически рекордный объем. Доля российского газа на рынке ЕС достигла 34%. По словам вице-председателя правления "Газпрома", до 2025 г. доля российского газа на рынке Европы будет составлять до 35%.
Но сохранение доли "Газпрома" возможно только в случае строительства трубопровода "Северный поток - 2" мощностью 55 млрд куб. м/г, который должен гарантировать стабильность поставок и рентабельность экспорта газа на европейском направлении.
В "Северном потоке -2" заинтересованы прежде всего крупные западноевропейские энергетические компании, включая Shell, Engie, Uniper (бывший E.ON), BASF/Winteshall, OMV. При этом, Германия становится самым большим выгодоприобретателем от реализации проекта, поскольку обеспечит свои растущие потребности в энергоносителях. Берлин планирует отказаться от ядерной энергетики и закрыть все АЭС до 2022 г. Кроме того, Германия может стать ключевым газораспределительным центром в Европе. Поставки дешевого российского топлива обеспечат поступательное развитие крупнейшей экономики ЕС.
Существующий газопровод "Северный поток", проложенный по дну Балтийского моря, доказал коммерческую привлекательность этого маршрута для европейских потребителей.
Однако еще один газопровод из России в Германию в обход транзитных стран, противоречит планам Польши. Эта страна сама стремится стать газовым центром, от которого будет зависеть снабжение других стран - прежде всего, восточноевропейских.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОЛЬШИ
Варшава инвестировала огромные средства в строительство СПГ-терминала в Свиноуйсце для обретения "энергетической независимости" от России. Но этот проект оказался экономически несостоятельным и стал тяжелым бременем польских потребителей, поскольку СПГ, поставляемый из Катара, стоит минимум в полтора раза дороже, чем трубопроводный газ из России.
Провал проекта СПГ-терминала очевиден, но Варшава не останавливается на достигнутом. Польша намерена возродить проект North Gate - строительство газопровода из Норвегии мощностью 10 млрд куб. м/г - который был закрыт в 2009 г. из-за его экономической нецелесообразности. Однако сейчас польская государственная компания PIGNiG заявляет о планах построить газопровод к 2022 г, когда заканчивается контракт с "Газпромом". Компания Gassco - оператор норвежских трубопроводов - неоднократно предупреждала о сомнительной рентабельности проекта, но Варшава продолжает настаивать на его реализации. Обеспечить финансирование должен Брюссель, поскольку North Gate является альтернативой "Северному потоку - 2" и направлен против "доминирования Кремля на газовом рынке Европы".
Такая позиция находит поддержку на Западе. На прошлой неделе, после заседания Совета ЕС, европейский комиссар по вопросам климата и энергетики Ариас Каньете заявил, что "Северный поток -2" не соответствует планам объединенной Европы, направленным на диверсификацию источников поставок энергоносителей.
Несмотря на агрессивную риторику Варшавы по отношению к России, в прошлом году "Газпром" поставил в Польшу 10,5 млрд куб. м - почти на 20% больше, чем в 2015 г. При этом СПГ-терминал в Свиноуйсьце мощностью 5 млрд куб. м/г остается загруженным не полностью.
ОБЪЕДИНИТЬ ГТС
Оператор газотранспортной системы (ГТС) Польши Gaz-System в конце 2016 г. подписал с "Укртрансгаз" соглашение о сотрудничестве. Цель соглашения - объединение ГТС Польши и Украины. Польская компания уже начала работу по строительству интерконнектора (соединительного трубопровода) Дроздовичи - Германовичи. В настоящее время пропускная способность трубопроводов, по которым возможно прокачивать газ из Польши на Украину ограничена и не превышает 1,7 млрд куб. м/г. Интерконнектор позволит увеличить объем поставок до 5 млрд куб. м/г.
С ноября 2015 г. Украина отказалась от импорта газа из России и закупает его исключительно у европейских трейдеров. В конце февраля в страну из Словакии поступало 42 млн куб. м/сут., из Польши - около 4,5 млрд куб. м, из Венгрии - 3,4 млрд куб. м. Объединив ГТС двух стран, Польша может стать основным поставщиком газа на Украину и "пристроить" дорогой газ с СПГ-терминала, который она вынуждена покупать у Катара в соответствии с долгосрочным договором.
Несмотря на обвальное падение промышленного производства и как следствие сокращение потребления энергоносителей после государственного переворота в феврале 2014 г, Украина все еще остается крупным импортером газа. По данным Государственной службы статистики, Украина в прошлом году импортировала 10,9 млрд куб. м. по средней цене около 201/тыс. куб. м. Если бы Киев закупал газ в России по европейской цене - 167/тыс. куб. м - то заплатили бы на $370 млн меньше.
КТО ПЛАТИТ ПО СЧЕТАМ?
Для финансирования закупок используются два источника: западные кредиты и средства, полученные за транзит российского газа.
В марте "Нафтогаз" планирует закупить 1,1 млрд куб. м, используя кредит от Всемирного банка в размере 220 млн евро.
В прошлом году транзит российского газа через Украину превысил 82 млрд куб. м - на 23% больше, чем в 2015 г. Транзитные платежи по разным оценкам могли составить около $2,3 млрд. Примерно четверть от этой суммы идет на содержание ГТС Украины, остальные средства используются преимущественно для закупок газа. В 2016 г. свыше 75% чистой прибыли "Нафтогаз" получил за счет транзитных платежей - от "Газпрома".
Польша не скрывает планов экспансии на рынок Украины с целью увеличить экспорт газа до 6 млрд куб. м/г уже в ближайшей перспективе. Но это станет возможным, если Россия продолжит поставлять газ в Европу через украинскую территорию, а не напрямую по балтийскому маршруту. Во-первых, украинский транзит обеспечивает платежеспособность Киева. Во-вторых, делает российский газ менее конкурентоспособным из-за высоких транспортных издержек.
"Северный поток - 2" поставит крест на планах Варшавы. Польша может потерять не только транзит российского газа через свою территорию по существующему трубопроводу Ямал - Европа, но и возможность экспорта на Украину, которая не сможет закупать дорогой "польский" газ.
Кроме того, газопровод решит проблему украинского транзита, который становится все более рискованным. Вопреки существующему контракту между Москвой и Киевом украинская сторона постоянно пытается повысить плату за транзит в одностороннем порядке. Пока эти попытки безуспешны, но контракт заканчивается в 2019 г. После окончания действия контракта ничто не помешает "Нафтогазу" значительно повысить транзитные платежи, что приведет к снижению рентабельности поставок российского газа в Европу. Станет сложнее конкурировать с другими ключевыми поставщиками - норвежской Statoil и алжирской Sonatrаch - а также с американской Cheniere Energy, которая в прошлом году начала экспортировать СПГ. При сохранении больших объемов поставок по украинской территории "Газпром" не сможет удержать свои позиции на газовом рынке ЕС.