Контуры новой "цифровой экономики" окончательно начинают проглядывать в нашей ежедневной реальности. Какие последствия это несет для управленческого сообщества? Есть ли риск для тех менеджеров, кто не приспособится к изменяющимся условиям сам или вовремя не перестроит бизнес модели своих бизнесов?
На повестке управленческого сообщества Ассоциации менеджеров - компетенции "цифровых лидеров". Больше не достаточно системного мышления, развитых soft skills, самых западных MBA или высокой репутации, чтобы удержать бизнес "на плаву". Целый ряд отраслей, от телекома, такси, до банкинга и даже медицины, переживает этап цифровой трансформации, когда в привычный технологический уклад вторгаются новые игроки. Строя свою бизнес-модель на новых цифровых платформах, использующих чужую инфраструктуру, они обладают уникальной способностью «слушать рынок» и находят более удобные решения для потребителей, завоевывая глобальную популярность в считанные месяцы.
Последние дискуссии, которые прошли под эгидой Ассоциации менеджеров в рамках комитетов по маркетингу, IT, HR и финансам, позволяют сделать неоднозначные выводы по поводу компетенций лидеров новой экономики, а также задаться вопросом: а обладают ли традиционные российские лидеры этими компетенциями?.
На круглом столе по отраслевой конвергенции, состоявшемся 16 марта в "России Сегодня", член экспертного совета при Правительстве РФ Евгений КУЗНЕЦОВ привел примеры кардинальных изменений во многих отраслях, вызванных появлением цифровых технологий: "Новая экономика - это платформенная модель, а для новых бизнесов главная цель - немедленный выход на потребителя без создания собственных платформ".
Time-to-market (время вывода продукта на рынок) - тот фактор, по которому многие традиционные бизнесы с иерархически отстроенными оргструктурами, вязкой инфраструктурой и заданными процессами, более не могут конкурировать с растущими бизнесами и стартапами.
Именно поэтому лидеры рынка вводят в качестве управленческих технологий новой экономики такие инструменты, как дизайн-мышление и "гибкое управление" (agile). Так, по данным коллег из Сбербанка, дизайн-мышление становится эелементом «ДНК» сотрудников розничного блока. Пилотный проект стартовал еще в 2015 году, в 2016 году было запущено 8 учебно-практических проектов и создана Мастерская дизайн-мышления. В текущем году запланировано масштабирование до 30 проектов и самостоятельное применение командами наработанных навыков на местах. Сотрудники проходят все стадии внедрения дизайн-мышления, включая этапы подготовки, эмпатии, анализа и синтеза, генерации идей, прототипирования, тестирования и сторителлинга. Отдельное внимание обращается на барьеры, возникающие при работе с неформальными командами, и оценку эффективности методик.
Екатерина ГОРОХОВА, Kelly Services, подчеркивает:
"Сегодня лидер больше не работает в иерархической структуре, на смену ей приходит структура матричная. Современному лидеру приходится работать в условиях неопределенности в постоянно меняющемся мире, обладать серьезной интуицией и стратегическим видением и не боятся решать задачи, опыта решения которых не было ранее. При этом руководителю важно уметь работать в многозадачном режиме, не обладая вертикалью власти, на собственной харизме сплачивать вокруг себя команду из разных подразделений и нацеливать ее на результат".
Но одной внутренней эффективности уже недостаточно. Основной тенденцией современного бизнеса является отраслевая конвергенция. Эта тенденция приводит к тому, что модель владения теми или иными инфраструктурными элементами более не представляет былого конкурентного преимущества. Так, Валерий ЕРМАКОВ, Ростелеком, отмечает переход от количественного роста телеком-рынка к качественному этапу и переходу к модели партнерства. Сети 5го поколения потребуют в 5-10 раз больших инвестиций, при этом их появление неизбежно, т.к. мощности существующих сетей истощатся к 2020 году. Операторы связи ограничены в размере инвестиций, ни один из операторов в одиночку не сможет себе их позволить, соответственно ожидаемо появление унифицированного инфраструктурного оператора. «Нужна конвергенция, объединение, создание условий для инфраструктурных историй - это будет положительно влиять на развитие рынка телеком в целом и на бизнес каждого из операторов в отдельности».
Арташес СИВКОВ, "ВымпелКом", утверждает, что новый секрет успеха в кросс-индустриальности, новый тренд развития телеком-бизнеса - в создании экосистем вокруг клиента: "Ценность владения уходит в прошлое, а на смену ей приходит ценность быстрого доступа к удобным услугам".
По мнению Ларисы ПАУТОВОЙ, ФОМ, "технооптимизм" охватывает все новые территории, включая государственное управление. Фиксируемый в последнее время тренд по миграции корпоративного менеджмента в органы власти позволяет надеяться, что с лучшими представителями бизнеса в органы власти попадут и управленческие технологии и компетенции, которые позволят процесс государственного управления максимально транспарентно и эффективно. "Имея необходимость в ротациях и обновлении, государство активно привлекает молодых технократов. При всем различии передовые системы управления во власти и в бизнесе заметно сближаются. Госуправление осваивает новые цифровые реальности, стремится быть более «инженерным» и эффективным. Однако технологизация управления - это еще и новые технологии работы с людьми. Государство и бизнес все больше понимают, что «люди - новая нефть», вкладывают в развитие новых компетенций лидеров".
Смогут ли "капитаны" российского бизнеса в полной мере продемонстрировать компетенции "цифровых лидеров" покажет рейтинг "ТОП-1000 российских менеджеров" Ассоциации менеджеров и ИД "Коммерсант". 13 марта Ассоциация менеджеров и Агентство "ПРАЙМ" официально объявили о запуске ежегодной кампании по выдвижению топ-менеджеров. Хотелось бы надеяться, что лидеры "новой экономики" не обойдут его стороной.
Материал подготовлен по итогам состоявшихся в "России Сегодня" мероприятий.