МОСКВА, 23 мар - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Китай активно с 2010 года закупает продовольствие во многих странах. И объемы его импорта стремительно растут. Не остаются в стороне и российские компании. Они все чаще задумываются об экспорте своей продукции в Поднебесную.
Хотя основным пунктов российского экспорта остается нефть и нефтепродукты - на нее приходится две трети всего российского экспорта в Китай ($18 млрд долларов или 64% российского экспорта в 2016 году) - в последние годы заметно стремление диверсифицировать его. Экспорт российского продовольствия может быть одним из наиболее перспективных направлений.
Несмотря на слабый рост торговли между Россией и Китаем в прошлом году (в 2016 году она выросла лишь на 2,2%), сейчас идет активное наращивание товарооборота - по данным главного таможенного управления КНР в январе-феврале 2017 года он вырос на 28,8% в сравнении с началом 2016 года и достиг $11,58 млрд. Причем импорт из России вырос особенно сильно - на 44,3% до $6,15 млрд.
Основными экспортными товарами также является и древесина, поставки которой в Китай в прошлом году составили $2,5 млрд долларов или 9% всего экспорта. Как указывает исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров Юрий Шурыгин, растет экспорт в Китай высокотехнологичной продукции - в прошлом году российские компании поставили двигатели почти на $900 млн, легковые автомобили на $157 млн, лазеры на $102 млн. "АвтоВАЗ" рассматривает возможность экспортировать в Китай до 10 тыс автомобилей в год. По данным компании "Infoline-аналитика", в прошлом году экспорт автомобилей из России в Китай и на Тайвань составил 4,1 тыс автомобилей.
БОЛЬШЕ ТУРЦИИ
По мнению президента Ассоциации содействия развитию деловых связей "Китайский Деловой центр" Сергея Воронкова, в последнее время действительно происходит изменение вектора импорта и экспорта. "Если раньше наши клиенты искали в Китае какое-либо производство или комплектующие, то сейчас большинство обращений связано с выходом российских товаров на рынок Китая, начиная от пищевой промышленности с производством в Ленобласти и заканчивая ритейлом и инвестиционными проектами", - отмечает он.
Он также указывает на то, что именно пищевая промышленность показывает самый сильный рост экспорта из России в Китай. Согласно данным Федеральной налоговой службы, в 2016 году Китай вышел на первое место по закупкам продовольствия в России ($1,55 млрд), обогнав Турцию ($1,37 млрд). Главными продовольственными товарами, которые экспортируются в КНР, в 2016 году стали рыба, ракообразные и моллюски - на них пришлось более $1 млрд, или две трети от общего объема поставок, сообщил председатель совета директоров компаний "Русский экспорт" и FRC International Trading ltd Игорь Чайка. Также популярными товарами являются соевые бобы и подсолнечное масло - их импорт составил соответственно $121 млн и $107 млн.
РОССИЙСКАЯ ЕДА ДЛЯ КИТАЙЦЕВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ
В прошлом году экспорт некоторых продуктов питания в Китай вырос в несколько раз, что свидетельствует о активном выходе российских компаний на этот рынок. Например, экспорт разных растительных масел вырос в 1,5 - 3 раза, шоколада и какаосодержащих продуктов - в 2,5 раза, мороженого - в 4 раза.
"Спрос на российские продукты в Китае достаточно высок в силу того, что Россия ассоциируется в КНР с хорошей экологией и отличается высокими требованиями, предъявляемыми к продуктам питания", - подчеркивает Чайка. Кроме того, в связи со снижением курса рубля и цена на российскую продукцию стала привлекательной в сравнении с товарами из США или Евросоюза. Привлекательность китайского рынка для российских компаний связана и с тем, что его заметным трендом является рост потребительского спроса за счет увеличения покупательной способности и количественного роста китайского среднего класса, считает Шурыгин.
По словам президента Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виктора Монкевича, еще одной тенденцией, свидетельствующей об укреплении российского экспорта в Китай, является то, что на китайский рынок активно выходят не только российские производители, но и продуктовые ритейлеры. Например, в конце прошлого года красноярский дискаунтер "Светофор" подписал соглашения об открытии 18 магазинов в 3 крупных городах северного Китая (Харбине, Шэньяне и Чуньсыне) в первой половине 2017 года.
ОПОЗДАЛИ ИЛИ НЕ ПУСКАЛИ?
По мнению руководителя Школы Востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ Алексея Маслова, российские компании опаздывают - кажется, что совсем немного, но другие зарубежные компании стремительно реагируют на любые изменения китайского рынка и успевают "перехватить" его.
Резкие изменения на рынке сельскохозяйственной продукции Китая начались еще в 2010 году - тогда Китай стал закупать продовольствие из-за рубежа на $26 млрд, к 2015 году эта цифра выросла вдвое и достигла уже $54 млрд. «При этом основным поставщиком продуктов питания в Китай является не самый ближайший сосед - Россия, а далекие ЕС, Новая Зеландия, США и Канада. Российские же ведомства и производители пропустили эту «волну» и только сейчас начинают активно предлагать свою продукцию в Китай», - подчеркивает Маслов. По его мнению, недостатком российских компаний является и тот факт, что они редко обращаются за консультацией к экспертным агентствам и аналитикам, что помогло бы лучше изучить особенности китайского рынка и понять, как лучше выводить те или иные товары на него.
Согласен с тем, что трудностей, которые российским экспортерам еще предстоит преодолеть, довольно много, и директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов. Во-первых, Китай довольно медленно открывает свой рынок для иностранного продовольствия. Так, например, растениеводческую продукцию в Китай можно экспортировать лишь с Дальнего Востока и из некоторых регионов Сибири, есть также ограничения по культурам и форме транспортировки. Во-вторых, экспортные позиции России не всегда совпадают с импортными позициями Китая, к примеру, спрос на пшеницу, основную статью российского сельскохозяйственного экспорта, сравнительно низок. В-третьих, российские производители далеко не всегда готовы конкурировать с китайскими по цене, ведь цены на продукты питания в России выше.
Президента Национального Союза Экспертов Продовольствия (НСЭП) Дмитрий Булатов считает важной проблемой экспорта в Китай продовольствия разные стандарты. Переговоры об их согласовании ведутся, но могут занять еще несколько лет. Эти сложности касаются экспорта мяса и мясопродуктов, при том что в России уже есть мясокомбинаты, которые работают по международным стандартам и готовы поставлять мясо в Китай. "Российские производители ждут, когда для них откроется китайский рынок мяса и мясной продукции. Многие отечественные предприятия готовы начать поставки мясных консервов и различных мясных снеков в Поднебесную", - подчеркнул Шурыгин.
КВОТЫ И ДЕМПИНГ
Как отмечает Сизов, для перспектив российско-китайской торговли важным является вопрос, будет ли Россия участвовать в проекте "Новый шелковый путь". Стратегия "Нового шелкового пути" включает в себя проекты "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века" и предусматривает строительство автомобильных и железных дорог, газопроводов, портов и других инфраструктурных проектов. "Если он пойдет по российской территории, то скорее всего будут и инвестиции в российскую экономику, в сельское хозяйство и другие сферы. Если же в обход России - это скажется негативно и Китай вместо этого будет инвестировать, например, в Средней Азии", - считает Сизов. Что касается развития железнодорожных перевозок товаров из России в Китай, первый поезд с российским продовольствием отправится в Китай уже в конце марта.
Важную роль в перспективах российско-китайского товарооборота будет играть и позиция российских властей. По словам Маслова, это связано прежде всего с системой предоставления дешевых кредитов и гарантий под экспорт российской продукции в Китай, ведь на первых порах российским компаниям, чтобы закрепиться на этом рынке, придется скорее всего демпинговать. Кроме того, по его мнению, "нашим государственным ведомствам имеет смысл занять более жесткую позицию по вопросам открытия квот под российскую продукцию в Китай", прежде всего под поставку сельскохозяйственной продукции.