МОСКВА, 27 мар - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Получать водительские права теперь станет проще - с сегодняшнего дня россияне смогут сэкономить время, благодаря предоставлению этой услуги во всех МФЦ. Вся процедура займет лишь несколько дней. Однако ни удешевления процесса, ни усиления борьбы с коррупцией при сдаче экзаменов в ГИБДД эксперты не ожидают. По их мнению, для того, чтобы права перестали покупать, необходим целый комплекс долговременных мер. То же касается ограничений для водителей-новичков - идея хорошая, но без должного контроля число аварий на дорогах не убавится.
Процесс получения водительских прав в России должен стать проще. Глава правительства Дмитрий Медведев сегодня подписал постановление, позволяющее выдавать права многофункциональным центрам (МФЦ). В настоящее время и национальные, и международные водительские удостоверения россияне могут получить лишь в подразделениях Госавтоинспекции. Изменения коснулись и процедуры замены прав: если раньше при повторном получении они выдавались на тот же срок, что и прежние, то теперь их можно будет получить сразу на 10 лет, предоставив медицинскую справку.
Новые правила призваны повысить качество предоставления госуслуг, сократить финансовые и временные издержки россиян, а также снизить коррупционные риски.
В России работают более 2,7 тысячи МФЦ, предоставляющих 22 вида госуслуг по принципу одного окна. Там, в частности, можно оформить регистрацию по месту жительства, получить паспорт, выписку из домовой книги, приватизировать жилье или встать на очередь по его получению. Правительство планирует увеличить перечень еще на 94 вида услуг, которые будут предоставлять МФЦ.
ЭКОНОМИМ ВРЕМЯ
По мнению экспертов, качество предоставления услуги вырастет, прежде всего, за счет возможности сократить временные затраты. "Получение или замена водительских прав в МФЦ будут очень удобны водителям. Им не придется в обязательном порядке ездить в Госавтоинспекцию, обивая пороги этого учреждения и простаивая в очередях, - отмечает председатель правления "Гильдии автошкол России" Сергей Лобарев. - Выиграет и Госавтоинспекция, экзаменационные подразделения которой тоже затронуло сокращение сотрудников. На сегодняшний день их возможности по работе с водителями весьма ограничены".
По его словам, ежегодно в России готовят около 1,3 млн новых водителей, которые должны оценить удобство новации. Те, кому необходима замена прав, смогут вовсе обойтись без посещения ГИБДД, сдав в МФЦ все необходимые документы, включая медицинскую справку. Уже через несколько дней права будут готовы.
Размер пошлины за получение водительских прав - 2 тысячи рублей - останется прежним, поэтому сэкономить удастся разве что на сокращении затрат на поездку в ГИБДД. Однако время сейчас - очень ценный ресурс, и то, что человеку не придется тратить его на такие визиты, уже большая экономия, рассуждает эксперт. Ведь, как правило, многим приходится отпрашиваться с работы или тратить выходной день на получение прав. "Теперь люди смогут выбрать с помощью интернета удобное им время посещения МФЦ и сделать это максимально быстро и просто", - отметил эксперт.
КОРРУПЦИЮ НЕ УНЯТЬ
При этом эксперты сомневаются, что новация будет иметь большой антикоррупционный эффект. Коррупционная составляющая, как правило, присутствует не во время получения прав, а при приеме экзамена в Госавтоинспекции, подчеркнул Лобарев. "По нашим подсчетам, 30-35% водителей, получивших удостоверение, подтвердили, что общались с директорами автошкол, за определенную мзду способствовавшими более лояльному отношению сотрудника ГИБДД к экзаменуемому", - сообщил он.
Таким образом, уточнил Лобарев, ежегодно на наши дороги выходит 300-400 тысяч водителей-недоучек. "Мы инициируем диалог с Госавтоинспекцией и профессиональным сообществом, чтобы не допускать такого подхода и сделать экзамен более объективным", - уточнил он. Возможности банально "купить права" не должно быть, подчеркивает Лобарев. В противном случае, констатирует он, никакие реформы автошкол и ужесточение административного регламента по приему экзамена в ГИБДД не будут эффективными.
По мнению руководителя общественного движения Федерация автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, появление МФЦ в системе "обучение-получение-выдача прав" может способствовать снижению коррупции, но лишь теоретически. "Получится, что МФЦ будут связаны с ГИБДД единой базой данных, по которой смогут менять и выдавать права, как это делается в других странах. Эти базы будут совместимыми, и у них появится дополнительный куратор. Если выяснится, что недавно получивший права водитель попал в аварию, поскольку водить не умеет, то все данные на него будут не только в ГИБДД, но и в МФЦ, которые станут дополнительной контролирующей инстанцией", - рассуждает он.
Однако чтобы понять, как это будет действовать на практике, должно пройти время, считает эксперт. Борьба с коррупцией - слишком длительный и масштабный процесс, она должна идти по всем фронтам, а не только на этапе выдачи водительских прав, а ее успех - вряд ли дело ближайшего будущего, добавил он.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ
Водителей-новичков ждут и другие сюрпризы. Еще одно постановление, подписанное главой правительства, вносит поправки в ПДД, касающиеся тех, чей стаж вождения не превышает двух лет. Ограничения касаются возможности буксировки новичками других транспортных средств, перевозки пассажиров на мототранспортных средствах и управления автомобилями, перевозящими крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
Также начинающим водителям будут запрещено управлять транспортными средствами без обязательного опознавательного знака "Начинающий водитель". Нарушение этого запрета будет приводить к привлечению к административной ответственности, а именно штрафу. До этого момента наказания за отсутствие знака предусмотрено не было. В конце 2016 года, когда ограничения для новичков только обсуждались, замначальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин говорил, что штраф за нарушение данной нормы составит 500 рублей.
Сами по себе инициативы правильные, рассуждает Канаев. Участники дорожного движения должны знать, что на дороге находится новичок, чтобы его неожиданные остановки, к примеру, из-за того, что вовремя не переключил передачу, не были для них сюрпризом. То же касается буксировки и перевозки пассажиров, грузов: это требует повышенной ответственности и хороших навыков управления автомобилем, ориентации в дорожной ситуации. "Было бы неплохо еще ограничить новичков в возможности управления мощными мотоциклами и спортивными автомобилями, поскольку практика показывает, что для этого также необходим опыт", - добавил он.
По мнению руководителя ФАР, ограничение для новичков скоростного режима и права движения по федеральным трассам, обсуждавшееся в экспертном сообществе, было бы неправильным. "Если вы все время будете ездить со скоростью 50 километров в час, то так и не приобретете навыков движения в потоке, интенсивность которого бывает разной", - пояснил он. Другое дело, что необходим контроль за реализацией принятых нововведений, если его не будет, то и аварийность снизить не удастся, заключил он.