МОСКВА, 6 апр - ПРАЙМ. Более 70 регионов России на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам в 2016 году повысили способность выполнения долговых обязательств, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства "РИА Рейтинг", входящего в медиагруппу МИА "Россия сегодня".
Эксперты оценили возможности выполнения регионами собственных долговых обязательств, рассчитав индекс их кредитоспособности по итогам 2016 года. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное, худшее значение) до 100 (максимально возможное, лучшее значение).
Индекс рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов, согласно данным составителей рейтинга, на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и города Севастополя, государственный долг которых равен нулю.
РОСТ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов - более чем на 10 пунктов. Еще у двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) этот показатель остался на максимально возможном уровне. Снизился он только у 10 субъектов РФ.
На фоне снижения числа регионов с низким значением индекса кредитоспособности растет число регионов с высоким значением индекса. На 1 января 2017 года индекс кредитоспособности превысил показатель 80 у 19 регионов РФ. За год число таких регионов выросло на 4. Число регионов, у которых индекс кредитоспособности превышает 90, выросло с 6 до 7. В их число, по данным 1 января 2017 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Приморский край.
ПРИЧИНЫ УЛУЧШЕНИЙ
Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов бюджетов на фоне невысокого темпа роста государственного долга. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы - на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госдолга привели к снижению долговой нагрузки.
Согласно итогам исследования, отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 63 субъектов РФ.
Повышению уровня долговой нагрузки способствовало и улучшение структуры доходов региональных бюджетов в сравнении с 2015 годом - выросла доля налоговых и неналоговых доходов. В результате опережающего роста доходов над расходами, которые выросли на 5,6%, улучшилась и ситуация с дефицитом региональных бюджетов. По итогам 2016 года дефицит бюджета превысил 10% налоговых и неналоговых доходов только у 15 регионов РФ, в то время как в 2015 году таких регионов было 41.
Положительную роль в повышении кредитоспособности сыграло и активное замещение региональными властями дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными.
ЛИДЕРЫ РОСТА
Лидерами по росту индекса кредитоспособности, согласно исследованию, стали Магаданская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области, у которых по итогам 2016 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 20 пунктов.
В 2016 году индекс кредитоспособности наиболее существенно вырос в Магаданской области (+24,9 пункта). Важнейшим фактором стал рост доходов областного бюджета на 29%. По темпам роста область заняла 4 место среди всех регионов РФ. При этом объем государственного долга области не изменился.
Рост индекса кредитоспособности Вологодской области на 22,2 пункта обусловлен существенным снижением уровня долговой нагрузки за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 23,4%, а также снижения объемов госдолга на 9,2%. При этом объем дорогих коммерческих кредитов Вологодской области снизился на 33%. Кроме того, бюджет Вологодской области по итогам 2016 года был исполнен с профицитом.
Индекс кредитоспособности Ульяновской области в 2016 году также вырос на 22,2 пункта благодаря существенному повышению доходов регионального бюджета. Налоговые и неналоговые поступления облбюджета выросли на 33,8%, что является лучшим показателем среди всех регионов РФ. Столь существенный рост доходов привел к снижению уровня долговой нагрузки, даже несмотря на то, что объем государственного долга области вырос на 7,3%.
В Новосибирской области, индекс кредитоспособности которой повысился на 20,8 пунктов, в 2016 году снизился уровень долговой нагрузки, выросла доля собственных доходов в структуре доходов областного бюджета, снизился дефицит бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, сократилась задолженность по налогам.
НА АУТСАЙДЕРСКИХ ПОЗИЦИЯХ
Несмотря на общее улучшение кредитоспособности, у ряда регионов наблюдается напряженная ситуация в данной сфере, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкими доходами бюджетов. Однако число таких регионов снижается. По данным на 1 января 2017 года, у 13 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30 и только у одного - ниже 20, что соответственно на 7 и 4 меньше, чем на 1 января 2016 года.
По расчетам составителей рейтинга, более чем на 5 пунктов индекс кредитоспособности снизился у трех регионов - это Тамбовская область (-5,2 пункта), Ненецкий автономный округ (-5,2 пункта) и Курская область (-5,1 пункта). Одним из основных факторов, который привел к снижению индекса кредитоспособности в данных регионах, стал рост объемов государственного долга, что привело к повышению уровня долговой нагрузки.
Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам в Тамбовской области выросло с 57,1% на 1 января 2016 года до 61% на 1 января 2017 года, в Ненецком автономном округе - с 6,5% до 31,7%, а в Курской области - с 25,5% до 30,5%. Кроме того, в Курской области и в Ненецком автономном округе увеличился дефицит бюджета. Снижению индекса кредитоспособности Курской и Тамбовской областей также способствовал рост задолженности по налогам.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДЕКСА
Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на объединении показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.
Для оценки долговой нагрузки эксперты проанализировали отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга региона к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, отношение общего долга субъекта к объему его валового регионального продукта.
В группу "Бюджет" включены доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита или профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.
В группу "Экономика" эксперты РИА Рейтинг включили масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, долю прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.