МОСКВА, 7 апр – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Бомбардировки Сирии вразрез с высказываемой ранее позицией не вмешиваться в дела других государств – далеко не последнее обещание Дональда Трампа, которое не будет выполнено. Уже забыто обещание сосредоточиться на внутренней политике – внешняя может принести Трампу-политику больше очков. Уйдут в небытие и инициативы, в которых задействована социальная сфера – например, вероятнее всего, не удастся выдворить из страны мигрантов, а отмена ObamaCare фактически "похоронена" из-за сопротивления Конгресса. Там же буксует и налоговая реформа. Сложности будут и с обещаниями, где замешаны другие государства – вряд ли США сможет заставить всех членов НАТО платить в бюджет альянса положенную сумму и начать тарифные войны с Китаем.
Обещания, где работает исключительно экономика, имеют больше шансов на реализацию, поскольку несут выгоду бизнесу. Например, с большой долей вероятности США изменят условия Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) и обложат налогом предприятия, переносящие производство за пределы страны.
ЗАЧЕМ БОМБИТЬ СИРИЮ?
Президент США Дональд Трамп неоднократно критиковал власти США за атаки Сирии и во время президентской кампании обещал не вмешиваться в дела других стран, если станет главой государства. Однако, придя к власти, сделал именно это – в ночь на 7 апреля ракетному обстрелу со стороны США подвергся сирийский аэродром "Шайрат" в провинции Хомс, с которого якобы была проведена химическая атака. Распоряжение об ударе отдал сам Трамп.
"Вашингтонское болото, которое Трамп обещал осушить, оказалось стойким и постепенно его засасывает", - размышляет профессор департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Поляков. «Трамп наиболее уязвим по вопросам взаимоотношений с Россией – с первых дней его президентства была развязана кампания по его дискредитации, как «марионетки Путина», пришедшего к власти благодаря интригам России. Трамп попал в ловушку – чем больше усилий он прилагает по налаживанию отношений с Москвой, тем сильнее обвинения в его адрес, что все это не случайно. Эта стратегия сработала: президенту пришлось демонстрировать, что он не связан с РФ и атаковать Сирию, где у нас есть свои интересы», - сказал он.
Таким образом, Трамп пытается оправдаться перед истеблишментом и выйти из неприятной внутриполитической ситуации. Те, кто его поддерживают, понимают, что это вынужденное решение – примечательна реакция сенатора-республиканца Рэнда Пола, отметившего, что Трамп не спросил разрешения Конгресса. Тем самым он дал понять, что президент мог спасти свою репутацию, заявив о готовности к бомбардировкам, а конгрессмены могли бы его не поддержать, тогда и бомбить бы не пришлось, считает Поляков.
Вторая причина бомбежек Сирии – попытка Трампа показать, что он сильнее своего предшественника Барака Обамы. Это особенно актуально после провала идеи отмены программы медицинской помощи, так называемой ObamaCare. Несмотря на то, что предвыборная кампания Трампа проходила под лозунгом "ObamaCare Repeal and Replace" (аннулируем и заменим ObamaCare – прим ред.), сделать это не удалось из-за отсутствия поддержки конгрессменов. "Теперь он хочет, чтобы его электорат забыл про тот провал, показывая, что готов закидать всех томагавками в интересах национальной безопасности США", - считает Поляков.
ВЫЛАЗКА ЗА ПРЕДЕЛЫ АМЕРИКИ
Таким образом, Трамп не выполнил как минимум еще одно обещание перед избирателями – не содействовать свержению режимов в других государствах. Обещал он и сосредоточиться на внутренней политике, прежде чем рваться во внешнюю, но этого не придерживается.
"Внутренняя политика США такая, какая есть. Ее можно подправить, но в целом она сформировалась за последние 100 лет, и значительных изменений произвести не удастся. Другое дело внешняя политика – здесь есть возможности заработать очки для Трампа, как для политика, тем более, у США, как сверхдержавы, существуют глобальные интересы, от которых они отступать не собираются. Поэтому приоритет будет отдан внешней политике и внешнеэкономической деятельности вне зависимости от обещаний, которые Трамп давал, будучи кандидатом. Все же резкие шаги во внутренней политике пусть и за 8 лет никогда не дадут так много очков", - поясняет профессор кафедры таможенного дела и Евразийской интеграции РЭУ им. Г.В.Плеханова Сергей Орлов.
С другой стороны - ведь и протекционизм тоже имеет выражение во внешней политике, поэтому вовсе отстраниться от нее невозможно. Лозунг создания рабочих мест для американцев так или иначе выливается в отношения с Китаем и другими странами, куда США выводят свои производства, соответственно и изменение этих отношений.
ДВУСТОРОННИЙ ФОРМАТ ПРОЩЕ
Наиболее легкими для выполнения обещаниями станут вопросы, связанные с отказом от участия в так называемом Транстихоокеанском экономическом партнерстве, формировать которое начал его предшественник Барак Обама. Трамп уже подписал указ о выходе из этого объединения. "После фактического выхода США из этого партнерства оно просто не состоится и каждое из государств скорее будет ориентироваться на двухсторонние контакты, в том числе, и с Россией. Таким образом, программа Обамы не будет выполнена", - пояснил Орлов.
Также с большой долей вероятности Трамп осуществит расторжение соглашения о Трансатлантическом партнерстве. Отношения с Европой очень тесно связаны с прагматичной линией, которую осуществляет Трамп. США интересует выстраивание отношений как с каждым государством, так и, конечно, с ЕС в целом. Вряд ли это предполагает создание Трансатлантического партнерства, которое, по всей видимости, так и останется проектом.
Вместо этого будет уделено внимание выстраиванию двухсторонних отношений со странами Европы. Точно так же США понимают, что могут иметь с Россией и Китаем только двухсторонние отношения. Вашингтон будет параллельно работать с Москвой и Пекином, и этому будет уделяться гораздо больше внимания, нежели встречам за круглым столом. "У Трампа три вектора: Россия, ЕС и Китай. Здесь он будет стремиться занимать лидерские позиции на общем поле. Он в поиске подходов и точек соприкосновения, он делает ошибки, меняет поведение, но ищет", - отметил Орлов.
БИЗНЕС ПРОЩЕ ПОЛИТИКИ
В свою очередь, Поляков считает, что выполнить будет легче те обещания, в основании которых лежит чистая экономика. "Проще обложить налогами корпорации, которые выводят производство в Китай или Мексику. Идея возврата производства в США и взимания налогов с тех, кто вывозит фабрики и ввозит товар на руку агентам внутри страны. У Трампа есть договоры с серьезными корпорациями, которые согласились с ним работать именно ради этого пункта. Он открывает новые возможности для бизнеса в США, не менее выгодного, чем использование дешевых рабочих рук вне страны", - считает эксперт.
Есть в США и силы, готовые изменить условия Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) — не исключая и выход США из него, если Канада и Мексика откажутся принимать изменения. Не факт, что все задуманные Трампом перемены пройдут на 100%, однако многие заинтересованы в том, чтобы деполитизировать NAFTA для получения коммерческой выгоды. Если Трамп сумеет их убедить, что новые условия принесут больше прибыли, его поддержат, полагает Поляков.
Другие обещания, где замешаны политика и социальная сфера, выполнить будет тяжелее – там резко разнятся интересы демократов и республиканцев, либералов и консерваторов, и лавировать между ними нелегко. "Построить стену на границе с Мексикой, возможно, удастся, но выдворить мигрантов не получится – решение заблокируют, как блокируют указ по поводу запрета посещать США гражданам ряда стран. Эффективные способы блокады президентских решений давно работают в системе сдержек и противовесов, невзирая на абсолютную власть у республиканцев на федеральном уровне. На местах много их противников, начиная от судей, местных конгрессменов, губернаторов, которые сделают все, чтобы закон не прошел", - считает эксперт.
НОВЫЙ РАЗВОРОТ
Дальше выполнять основные обещания Трампу будет все сложнее, особенно если они касаются взаимодействия с другими государствами. Первоначальный энтузиазм спадает, одобрение его действий в американском обществе, судя по рейтингам, низкое. Все идет к тому, что это будет президентство последовательных отказов от своих слов и разворотов в противоположную сторону, прогнозирует Поляков. "Несмотря на обещание начать тарифные войны с Китаем, мы видим, что, судя по анонсам встречи Трампа с Си Цзиньпином (Председатель Китайской Народной Ресупублики – прим ред.) в Калифорнии, никаких резких перемен ждать не следует", - приводит он пример.
Вряд ли удастся заставить союзников по НАТО в полной мере платить взносы в альянс. Одни просто не хотят платить. Некоторые, как Германия, согласны тратить огромные средства на оборону, но задают вопрос – для чего им столько вооружения и куда его девать, если активных военных действий на территории Европы не ведется. Скорее всего, этот вопрос тоже будет задвинут "в долгий ящик" и дальше бесед и взаимных заверений дело не пойдет.
По мнению Орлова, внешняя политика США формируется, прежде всего, с позиции сверхдержавы. Поэтому Америка будет проводить свою линию и играть на том, что выгодно ей, в том числе – возможно - на размежевании с Россией, заключил он.