МОСКВА, 18 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Доходы бюджета РФ сократятся из-за отказа от приватизации пакета ВТБ, однако вырастут за счет восстановления экономики, сравнительно дорогой нефти и достижения соглашения о заморозке нефтедобычи. Спорной остается лишь одна статья доходов – дивиденды госкомпаний: многие не желают платить полагающиеся по закону 50% прибыли по МФСО и ищут для этого возможности.
Глава Минфина Антон Силуанов в четверг на заседании правительства о бюджетных корректировках озвучил ряд поправок в бюджет-2017. В частности, он сообщил, что Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 млрд рублей. "Общий объем так называемых выпадающих источников финансирования (дефицита бюджета — ред.) у нас составляет 117 миллиардов рублей. Здесь в первую очередь уменьшение прогноза поступления от приватизации на 96 миллиардов рублей", — заявил министр.
Изменения, по его словам произошли за счет отказа от приватизации 10,9% минус одна акция ВТБ, запланированной на текущий год. Предполагалось, что доход от этой сделки составит 95,2 млрд рублей. Дело в том, что банк находится под санкциями ЕС и США, а это может негативно сказаться на продажной стоимости. Таким образом, в ожидаемых крупных поступлениях на этот год остаются 24 млрд рублей от продажи 25% минус одна акция "Совкомфлота". Планы по приватизации в 2018 году — 13,6 млрд рублей, в 2019 году — 13,9 млрд рублей пока не меняются.
На доходную часть бюджета повлияют изменения в части выдачи и погашения внешних кредитов на сумму 92,6 миллиарда рублей. "На часть этих средств мы как раз и предложили направить часть дополнительных доходов, которые поступают в этом году", — отметил Силуанов.
Битва за дивиденды
Еще один источник доходов бюджета - дивиденды госкомпаний - пока предполагается оставить в запланированном объеме. Речь идет о 480 млрд рублей в 2017 году, 460 млрд рублей - в 2018 году и 430 млрд рублей - в 2019 году. При этом бюджет рассчитан, исходя из сохранения на три года нормы о выплате всеми госкомпаниями не менее 50% прибыли по МФСО.
Ранее речь шла о том, что уровень выплаты дивидендов для отдельных компаний может обсуждаться индивидуально. В частности, совет директоров «Роснефти» в апреле рекомендовал выплатить дивиденды за 2016 год в размере 35% чистой прибыли по МСФО. Также пока не принято решений о выплате дивидендов "Газпрома" и "Роснефтегаза".
Силуанов: Резервный фонд в 2017 г будет исчерпан, начнется использование ФНБ >>
Что касается последнего, то у него по итогам прошлого года зафиксирован убыток. Однако Минфин считает, что "Роснефтегаз" должен выплатить дивиденды по итогам 2016 года из прибыли прошлых лет. Ранее "Коммерсант" писал, что власти РФ склоняются к отказу от выплат "Роснефтегазом" дивидендов по итогам 2016 года. По данным газеты, такой проект директивы направило в правительство Росимущество, согласовав его с Минэкономразвития и Минэнерго. Сам "Роснефтегаз" заявил, что выплатил промежуточные дивиденды в 2016 году после продажи акций "Роснефти" в счет годовых. Впрочем, председатель совета директоров "Роснефтегаза", глава "Роснефти" Игорь Сечин позднее заверил, что "Роснефтегаз" выполнит любое решение правительства по дивидендам.
Окончательно этот вопрос не решен. Правительство РФ сегодня проводит совещание по определению уровня дивидендов госкомпаний, поэтому ситуация еще может измениться.
По словам замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, шанс избежать подпадания под планку в 50% прибыли по МСФО у компаний есть. "Роснефть" уверенно будет платить 35%, и это уже объяснили тем, что формально она не подпадает под определение госкомпании, поскольку принадлежит "Роснефтегазу", а не государству. "Газпром", судя по утечкам в СМИ, отправит на дивиденды 190 млрд рублей, что составляет лишь 20% прибыли по МСФО. Но даже Путин говорил, что прибыль "Газпрома" по большей части бумажная, а реального денежного потока нет", - сказал эксперт агентству "Прайм".
При этом убыток "Роснефтегаза" тоже во многом "бумажный", поскольку возник в связи с продажей пакета "Роснефти" в 2016 году и не отражает реального состояния денежного потока. Было бы логично, чтобы компания заплатила все, что полагается, но вопрос договоренностей здесь скорее политический, нежели экономический, добавил Танурков.
По его мнению, уклонение госкомпаний от дивидендных отчислений негативно отразится на бюджете, однако совокупность других позитивных факторов этот негатив нивелирует. "Мы видим, что в первом квартале бюджетные доходы выросли значительно, вдобавок, продление соглашения по заморозке нефти обеспечит стабильность нефтяных цен, а это для бюджета неплохо", - заключил он.
Бюджетный позитив
Премьер Дмитрий Медведев сообщил, что доходы бюджета по итогам 2017 года могут быть больше официального прогноза более чем на 1 трлн рублей. В этой связи по целому ряду направлений планируется выделить дополнительные средства. Так, около 24 млрд рублей дополнительно будет выделено на стимулирование промышленности. Еще 15 млрд рублей пойдет на развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, будет выделено 25 миллиардов рублей на докапитализацию Россельхозбанка.
Путин обсуждал с Медведевым вопрос о дивидендах госкомпаний >>
Одним из источников повышения доходов бюджета может быть соглашение стран-нефтепроизводителей о заморозке добычи нефти. По данным исследования Vygon Consulting, выигрыш российского бюджета от соглашения может составить 0,75-1,5 трлн рублей в 2017–2018 годах. Кроме того, по сравнению с прошлым годом мы наблюдаем восстановление экономической активности, больше собирается несырьевых налогов, дают эффект и сравнительно высокие цены на нефть, отметила главный экономист "Альфа Банка" Наталия Орлова.
"При этом меня удивляет то, что Минфин оставил без изменения программу заимствования. Это непонятно в условиях ожидания агрессивных действий ЦБ по поводу снижения процентной ставки. Заимствовать в этой ситуации на внешнем рынке по высоким ставкам бессмысленно. Дополнительные доходы бюджета в этой ситуации было бы разумнее вместо накопления в Резервном фонде направить на погашение дефицита, снизив при этом заимствования", - сказала Орлова агентству "Прайм".
Учитывая благоприятную конъюнктуру, Минфин накануне предложил снизить дефицит федерального бюджета России на 2017 год до 1,924 трлн рублей с текущих 2,753 трлн рублей. 1,061 трлн рублей на покрытие дефицита пойдут из Резервного фонда, и в 2017 году он будет полностью истрачен. Параллельно Минфин начнет использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Восстановление Резервного фонда начнется со следующего года – туда будет направлена сумма нефтегазовых доходов 2017 года в размере 623 млрд рублей.
По словам Орловой, оценка по дефициту бюджета весьма консервативна. "В моем представлении он может снизиться до 1,3-1,5%, если текущие доходы бюджета пойдут на финансирование расходов, а пополнение Резервного фонда пойдет по остаточному принципу", - пояснила она.
Поправки в федеральный закон о бюджете на 2017 год будут внесены в Госдуму 26 мая, сообщил Силуанов. По его словам, график прохождения поправок в законопроект отработан так, чтобы он был принят в весеннюю сессию.