МОСКВА, 24 мая /ПРАЙМ/. Объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе России в настоящее время составляет 368 миллиардов рублей, а к концу 2017 года может достигнуть 417 миллиардов рублей, говорится в материалах Минэнерго РФ. Министерство опубликовало на официальном портале проектов нормативных правовых актов проект изменений в федеральный закон "Об электроэнергетике", направленных на снижение объема перекрестного субсидирования и решение проблемы "последней мили".
В ситуации "последней мили" территориальные сетевые организации (ТСО) берут в аренду у Федеральной сетевой компании (ФСК) часть электросетевого оборудования, к которым присоединены потребители. ФСК управляет мощными магистральными сетями, и речь идет о крупных потребителях, которые в итоге заключали договор и оплачивали услуги ТСО.
По сути, таким образом работает система перекрестного субсидирования в отрасли, потому что промпотребители, малый и средний бизнес доплачивают ТСО за население. С 2014 года "последняя миля" постепенно отменяется в российских регионах. Сейчас эта проблема актуальна для 14 регионов страны.
МАСШТАБЫ СУБСИДИРОВАНИЯ
Согласно "Стратегии развития электросетевого комплекса РФ", объем перекрестного субсидирования в 2012 году оценивался на уровне 220 миллиардов рублей, при этом устанавливалась целевая задача по его поэтапному снижению к 2022 году до "оптимального уровня", равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (около 45–50 миллиардов рублей в ценах 2012 года для порядка 30% домохозяйств).
"К настоящему времени, по оценкам Минэнерго России, величина перекрестного субсидирования составляет уже порядка ?368 миллиардов рублей", - говорится в пояснительной записке Минэнерго к законопроекту.
"В условиях роста тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предложенного Минэкономразвития России, на уровне ?5% в год величина перекрестного субсидирования к 2022 году, по оценке Минэнерго России, достигнет 417 миллиардов рублей", - указывается там же.
Ведомство отмечает, что величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе учитывается в тарифах на услуги по передаче электроэнергии ТСО и не учитывается в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по магистральным сетям ФСК. Доля сетевой составляющей в конечной цене на электрическую энергию у потребителя ТСО составляет 42%, у потребителя магистральных сетей – 15 %.
Крупные потребители, подключенные к магистральным сетям ФСК "не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что создает для них дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему бизнесу", работающему с ТСО, также подчеркивает Минэнерго.
Когда при отмене "последней мили" крупные потребители переходят на работу с ФСК напрямую, минуя ТСО, это еще больше увеличивает нагрузку на малый и средний бизнес, поясняет Минэнерго. Кроме того, у ТСО возникают выпадающие доходы.
В 2016 году Минэнерго оценивало выпадающие доходы ТСО почти в 18 миллиардов рублей, но их удалось снизить до 7,8 миллиарда рублей с помощью мер компенсационного характера. Среди них, например, - дополнительный рост электросетевых тарифов, допсокращение операционных расходов ТСО, компенсация за счета применения ставки перекрестного субсидирования.
Такая компенсация ежегодно, начиная с 1 июля 2015, сокращается на 33%, и после 1 июля 2017 полностью прекратится. Исключением являются Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная область и Амурская область, в которых "последняя миля" будет действовать до 1 июля 2029 года.
В 2017 году Минэнерго оценивало выпадающие доходы ТСО в 13,6 миллиарда рублей. За счет компенсационных мер их можно снизить до 10,4 миллиарда рублей.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изменения в закон "Об электроэнергетике" нужны для компенсации оставшихся выпадающий доходов и снижения объемов перекрестного субсидирования, считают в Минэнерго.
Как анонсировал ранее министр энергетики РФ Александр Новак, Минэнерго предлагает для решения проблем перекрестного субсидирования ввести дифференциацию тарифов на услуги по передаче электроэнергии ФСК для прямых потребителей и ТСО, а также распределить бремя содержания перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе на всех потребителей ТСО и ФСК, кроме населения и приравненных к нему потребителей.
Также предлагается изменить условия оплаты для прямых потребителей ФСК. Если они присоединятся к сетям ФСК после 1 января 2018 году, то будут оплачивать услуги по передаче электроэнергии по единым "котловым" тарифам, которые устанавливаются в каждом регионе РФ. Те, кто присоединился к сетям ФСК до 2018 года, будут платить по тарифам, установленным для ФСК.
"Принятие указанного законопроекта в текущих социально-экономических условиях, с одной стороны, не приведет к дополнительному росту тарифов на электрическую энергию для населения, а с другой – создаст дополнительные условия для развития малого и среднего бизнеса и позволит компенсировать сложившиеся негативные экономические последствия в электросетевом комплексе", - считает Минэнерго.
При этом в тексте ежегодного доклада бизнес-омбудсмена президенту РФ отмечается, что в случае реализации предложений Минэнерго, в том числе тарифных, для решения проблемы перекрестного субсидирования "совокупные дополнительные затраты промышленных потребителей в 2017 году составят более 10 миллиардов рублей, а на горизонте до 2020 года – 31,1 миллиарда рублей".