МОСКВА, 30 мая - ПРАЙМ, Анна Подлинова. Разговоры об инфляции в России стали сродни интеллектуальной светской беседе: высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры считают правильным высказаться об уровне инфляции, ее влиянии на экономику и экономический рост, а также спрогнозировать ее динамику. Агентство "Прайм" сделало подборку высказываний авторитетных ньюсмейкеров на тему, которая вызывает так много противоречий.
Сбербанк увидел проблемы
Глава Сбербанка Герман Греф считает, что быстрое сокращение инфляции в России является не очень здоровым процессом, а скорее даже проблемой для экономики страны. "Очевидно, что мы уже заплатили за это цену и будем дальше платить еще", - сказал глава банка.
Он уверен, что низкая инфляция - это хорошая база, но ее недостаточно для возобновления экономического роста: необходимо думать о привлечении инвестиций.
"Нам нужны инвестиции. Инвестиции приходят туда, где им комфортно, где есть высокий потенциал их быстрой, небюрократичной реализации, и, конечно, потенциал высокой доходности. Это все нужно создавать. Это задача, которая будет стоять перед новым президентом и правительством", - сказал Греф.
Он также отметил, что эффект от низкого роста цен проявится с лагом в несколько лет. "Отдачу от низкой инфляции, низких ставок нужно будет ожидать не в 2017 и, может быть, даже не в 2018 году", - добавил он.
ВТБ увидел снижение ключевой ставки
Глава второго по активам российского банка, ВТБ, Андрей Костин, считает, что инфляция в стране по итогам 2017 года будет даже ниже ожидаемого уровня - около 3,8%. Костин особенно подчеркивал, что "по инфляции показатели даже опережают плановые показатели ЦБ и правительства". Это позволит ЦБ снизить ключевую ставку до 6-7%, уверен банкир. Он считает, что трендом текущего года стало снижение процентных ставок, которое может позитивно сказаться и на кредитовании, и на инвестиционной деятельности, и в конечном итоге на темпах экономического роста России.
"Мы ждем от Центрального банка снижения ставки хотя бы до 8-8,5%… Наши аналитики прогнозируют, что к концу этого года инфляция может быть ниже 4% - 3,8%. Это хорошая возможность, чтобы ставка снижалась и ниже 8% - до уровня 6-7%. В этом плане мы настроены позитивно. Мы поддерживаем ЦБ, он осторожно подходит, потому что всякие инфляционные риски возможны», — говорил Костин.
ЦБ увидел стабильность
По мнению главы Центрального Банка Эльвиры Набиуллиной, инфляция в России достигла стабильно низкого уровня, что позволило экономике страны впервые вплотную подойти к новому этапу развития. Благодаря этому, фокус денежно-кредитной политики ЦБ будет постепенно смещаться от снижения инфляции к ее стабилизации около целевого уровня — 4% годовых.
Росстат: Инфляция в РФ за неделю вернулась к нулевому уровню >>
"Сейчас можно констатировать, что экономика впервые вплотную подошла к новому и очень важному этапу развития — функционированию в условиях стабильной и низкой инфляции", — сказала Набиуллина. Она добавила, что финансовая система уже отреагировала на снижение инфляции, что можно проследить по изменению процентных ставок.
По ее словам, закрепление инфляции и инфляционных ожиданий на уровне, близком к целевому, приведет к их дальнейшему снижению. Более низкие и устойчивые долгосрочные процентные ставки повысят возможности для бизнеса в финансировании инвестиционных проектов, а у граждан будет больше уверенности в сохранности своих долгосрочных сбережений, которые раньше обесценивались инфляцией.
Чтобы экономика и граждане ощутили позитивные результаты перехода к инфляционному таргетированию, необходимо определенное время. Инфляционные ожидания падают, но пока и у бизнеса, и у населения нет уверенности в том, что инфляция будет всегда оставаться низкой, поэтому говорить о фундаментальных сдвигах в поведении пока рано, предупреждала Набиуллина.
МЭР увидело оптимистичный сценарий
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин настроен наиболее оптимистично. По итогам 2017 года министерство прогнозирует инфляцию в 3,8%, однако глава ведомства неоднократно говорил о необходимости снижения инфляции и о большом потенциале такого снижения. В частности, по словам Орешкина, МЭР может уточнить свой прогноз в июне, в том числе по инфляции, курсу рубля и цене на нефть, если нефтедобывающие страны продлят соглашение по снижению добычи. По его словам, достижение соглашения означает более высокую среднегодовую цену на нефть, что отразится на снижении инфляции.
"Соответственно, в целом чуть более крепкий рубль в рамках тех оценок, о которых говорили ранее, и более высокая вероятность того, что инфляция отклонится вниз от базового прогноза, который сейчас 3,8%", — говорил Орешкин.
По его словам, у Минэкономразвития было два графика прогноза — базовый со снижением цены на нефть до $40 за баррель к концу года, инфляцией в 3,8% и ослаблением рубля до 68 рублей за доллар к концу года. Другой вариант исходил из сохранения текущего курса рубля, что снизило бы инфляцию до 2,9% к концу года.
"Соответственно, если мы идем по более "высокой" нефти, у нас курс не 68 рублей за доллар, а может быть 62-63 рубля при текущих ценах на нефть — мы идем ближе к этим значениям. Соответственно инфляция с большей вероятностью будет ниже, чем 3,8%", — отмечал Орешкин.
Кудрин vs Титов: что увидели стратеги
Основными идеологами новой экономики России стали председатель совета фонда "Центр стратегических инициатив" (ЦСР), экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен, председатель президиума "Столыпинского клуба" Борис Титов.
Непримиримые оппоненты разработали каждый свою среднесрочную стратегию социально-экономического развития страны. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, сегодня эти программы будут представлены главе государства Владимиру Путину.
"Сейчас начнется совещание по экономическим вопросам. Достаточно долгожданное с той точки зрения, что Титов и Кудрин презентуют свои программы социально-экономического развития России. Столыпинский клуб — до 2025 года, ЦСР - 2018-2024", — сказа Песков. По его словам, Путин даст ремарку, а затем в закрытом режиме кураторы экономического блока и авторы презентации "предельно подробно" обменяются мнениями.
Взгляды ЦСР и "Столыпинского клуба" на пути к экономическому росту различаются настолько, что их руководители — Кудрин и Титов — даже вступили в заочную полемику.
Основная сфера разногласий — проводимая Банком России политика, которую Кудрин в целом поддерживает, а вот Титов выступает против "фетиша низкой инфляции при отсутствии экономического роста" и предлагает регулятору таргетировать не только рост цен, но и рост экономики. Из этой же области расширение денежного предложения, иными словами запуск некого аналога западных "программ количественного смягчения", за что выступают "столыпинцы" и что считают неприемлемым в ЦСР, заявляя, что в российской действительности это лишь ускорит инфляцию.