МОСКВА, 7 июн - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Долг потенциальных банкротов в России по сравнению с началом 2017 года вырос на 65% и уже достиг почти 25 млрд рублей, пишут "Известия" со ссылкой на Национальный центр банкротств (НЦБ). По оценкам этой организации, на 1 декабря 2016 года общая сумма долга подпадающих под закон о банкротстве граждан перед кредитными организациями составляла 15,46 млрд рублей, на 1 июня — уже 24,74 млрд рублей. Величина одного безнадежного долга составляет в среднем 1,6 млн рублей.
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты высказали разные оценки просроченного долга россиян. Как выяснилось, все зависит от методики и данных, на которые опираются при подсчетах. В итоге сумма варьируется от 360 млрд до без малого 995 млрд рублей .
В пресс-службе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) сообщили, что по состояния на 1 июня 2017 года количество потенциальных банкротов составляет 727 тысяч человек. "При этом под потенциальными банкротами подразумеваются граждане, формально подпадающие под действие закона о банкротстве физических лиц (просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней по всем видам розничных кредитов/займов). Таким образом, минимальный порог общей суммы долга по всем таким субъектам составляет не менее 360 млрд рублей", - подсчитали в НБКИ.
Для сравнения, почти на такую же сумму - 361,8 млрд рублей вырастут расходы бюджета РФ в 2017 году сверх запланированных 16,241 трлн рублей. Чуть меньше – 339 млрд рублей – по статистике ЦБ составили доходы банков в первом квартале текущего года.
Дела не так уж плохи
В свою очередь начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий считает, что ситуация с долгом улучшается. "Если посмотреть на статистику Банка России, мы поймем, что доля ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней в общем объеме после максимума 10,9%, достигнутого 1 марта 2016 года, снизилась к 1 мая 2017 года на 1,6 процентного пункта. До крымских событий, по состоянию на 1 марта 2014 года, эта доля составляла 6,4%", - рассказал он "Прайм".
Также Осадчий обратил внимание на то, что за год объем ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней сократился с 1,1 трлн рублей на 1 мая 2016 года до 994,8 млрд рублей на 1 мая 2017 года – сокращение на 9,6%, или на 105,6 млрд рублей.
"Таким образом, мы видим сокращение ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней как в абсолютном, так и в относительном выражении. Эти данные позволяют говорить об устойчивом тренде на сокращение безнадежных долгов, хотя докризисных показателей пока, разумеется, достичь не удалось", - пояснил он.
Доля ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней превысила уровень 10% 1 июня 2015 года. "В значительной степени банки пожинали плоды агрессивного наращивания розничного кредитного портфеля в предкризисный период – на 1 июля 2012 года этот портфель вырос за год на 44,4%", - отметил Осадчий.
"Позитивные тенденции последних месяцев связаны как с техническими мерами – выводом за баланс плохих долгов и их списанием, так и с ослаблением экономического кризиса. Кроме того, многие банки настроили скоринговые программы оценки клиентов, улучшили риск-менеджмент, и теперь более жестко подходят к выдаче кредитов", - пояснил эксперт.
Банковская розница
По мнению Осадчего, ситуация с розничным кредитованием улучшается: на фоне снижения рисков, в том числе, доли безнадежных ссуд банкиры начинают охотнее давать в долг населению, нежели в разгар кризиса. "Вновь обратимся к статистике ЦБ: розничный кредитный портфель на 1 мая 2017 года вырос за год на 4,1%, тогда как на 1 апреля рост составлял 3%, а на 1 марта – 1,8%. Спад розничного кредитования завершился в октябре 2016 года", - отметил он.
В свою очередь, главный аналитик "Нордеа Банка" Денис Давыдов полагает, что по розничному кредитованию по итогам года ожидается небольшое восстановление – до 2%. "Оно не превысит общих цифр роста экономики на фоне восстановления доходов населения, признаков оживления в розничном товарообороте и некоторого улучшения макропоказателей", - полагает эксперт.
Взрывного роста розницы в течение ближайшего года ждать не стоит, поскольку банки настороженно относятся к заемщикам и тщательно проверяют их на предмет платежеспособности. В свою очередь, россияне тоже не готовы к покупкам товаров длительного пользования, на которые можно было бы взять кредит. После минимально необходимых трат на сбережения у них остается слишком мало, а уверенность в будущей стабильности по-прежнему зыбкая. Ситуация может измениться лишь после устойчивого закрепления позитивных трендов в экономике, заключил он.