Рост ненефтегазовых доходов достиг двузначных величин
Доходы федерального бюджета в мае 2017 г. составили 1,07 трлн руб., или 7,9% годового плана, а расходы – 1,20 трлн руб., или 7,4% от запланированной на год суммы. Таким образом, по итогам января–мая текущего года поступления в казну выросли на 25,5% по сравнению с январем–маем 2016 г., тогда как расходы увеличились всего на 4,3%. При этом рост нефтегазовых доходов в первые пять месяцев года составил 45% год к году, а ненефтегазовых доходов – 14,5% год к году, что является очень хорошим результатом на фоне довольно скромного роста экономики. Увеличение расходной части бюджета в январе–мае обусловлено ростом расходов на социальную политику (плюс 13,9% год к году), национальную экономику (плюс 13,2%) и трансферты бюджетам бюджетной системы РФ (плюс 13,3%). При этом заметно сократились затраты на здравоохранение (минус 27,8% год к году), национальную оборону (минус 9,3%) и национальную безопасность (минус 3,6%).
Правительство планирует увеличить дефицит бюджета в текущем году и сократить в последующие годы
Необходимо отметить, что по итогам первых пяти месяцев дефицит федерального бюджета остается умеренным (1,7% ВВП), чему способствует существенный рост как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов. Принимая во внимание существенное увеличение доходов, правительство подготовило поправки, предусматривающие в 2017 г. рост расходов федерального бюджета на 0,3% ВВП (с 16,24 до 16,56 трлн руб.). Поскольку темпы роста экономики, по всей видимости, окажутся ниже нашего текущего прогноза, а средний курс рубля, наоборот, несколько выше текущих ожиданий, мы увеличиваем оценку дефицита бюджета в нынешнем году сразу на 0,6% ВВП – с 1,8% до 2,4% ВВП.
Начиная с 2019 г. правительство собирается перейти на новое бюджетное правило, которое ограничит расходы бюджета суммой нефтегазовых доходов (рассчитанной исходя из базовой цены на нефть), прогнозируемых ненефтегазовых доходов и планируемых расходов на обслуживание государственного долга. В 2018 г. запланирован переходный период – расходы федерального бюджета не превысят доходы за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть (40 долл./барр. за сорт Urals), плюс фактические нефтегазовые поступления и расходы на обслуживание государственного долга, увеличенные на 1% ВВП.
Согласно нашим расчетам, в случае реализации этих планов дефицит бюджета в 2018 г. составит 1,3% ВВП, а в 2019 г. уменьшится до символических 0,1% ВВП.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.