МОСКВА, 19 июн - ПРАЙМ, Анна Подлинова. Глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что его ведомство предлагает правительству рассмотреть возможность полного отказа от дальнейшего пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) и подумать об объединении средств ФНБ и Резервного фонда. Аналитики считают, что фонды свои задачи выполнили, и пришло время их объединить, сфокусировавшись на покрытии дефицита бюджета.
Начальник отдела брокерских операций Росевробанка Евгений Волков считает, что идея объединения двух фондов говорит о том, что у правительства нет средств для пополнения обоих фондов, и ему необходимо сконцентрироваться на покрытии дефицита бюджета. "Это указывает лишь на то, что на текущий момент нет источников для пополнения двух фондов страны, более того, в этом нет смысла в условиях, когда дефицит бюджета продолжает расти", - сказал Волков агентству "Прайм".
По его словам, Минфин фактически признает, что "суверенные фонды отчасти выполнили свою задачу". "Теперь перед государством стоит другая задача – направить сверхдоходы на сокращение дефицита бюджета", - отметил Волков, добавив, что объединение фондов отчасти может сказаться и на социальных расходах, в том числе и механизме выплаты пенсий.
Аналитик УК "Альфа-Капитал" Андрей Шенк считает, что идея объединения возникла в результате того, что фонды задублировали свои функции. "У фондов были разные цели, изначально предполагалось, что один фонд будет заниматься текущими операциями, а второй – долгосрочными инвестициями. Однако сейчас мы видим, что многие их функции дублируются: оба фонда могут использоваться для финансирования дефицита бюджета", - сказал он, пояснив, что данный вопрос является больше инфраструктурным.
По словам Шенка, объединение фондов глобально ни на что не повлияет. "Существенно это никак не повлияет на рынки. Важно само правило, по которому будет наполняться фонд", - сказал он.
По его мнению, правительство не откажется от долгосрочных инвестиций. "Как я понимаю, правительство не отказывается от идеи долгосрочных инвестиций. Когда ситуация стабилизируется, разговор о том, что дополнительные доходы необходимо будет направлять на долгосрочные инвестиционные проекты вновь возникнет", - сказал он, напомнив, что часть денег ФНБ была направлена на инвестпроекты, поэтому назвать идею разделения Стабилизационного фонда провальной нельзя.
Профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов также считает, что о провале идеи объединения фондов говорить не следует. "Изначально предполагалось, что фонды будут выполнять разные задачи", - сказал он, напомнив, что Резервный фонд был предназначен больше для сглаживания колебаний, в том числе экспортных цен, а ФНБ подразумевался как резерв для будущего поколения.
Шибанов считает, что по отношению к населению размер ФНБ достаточно небольшой, поэтому огромного смысла иметь два разных фонда уже практически нет. Он отметил, что ФНБ имел более гибкую политику вложений, но управление фондами все равно осуществляется Минфином и ЦБ. "Поэтому большой разницы объединять или разъединять фонды нет", - сказал он.
Зампред правления Локо банка Андрей Люшин также отмечает, что фонды стали дублировать друг друга. По его мнению, в данном случае речь идет об актуализации процесса резервирования в соответствии с текущими экономическими условиями, и вряд ли можно говорить о смене приоритетов правительства.
"Дело в том, что выполнение пенсионных обязательств на данный момент происходит, в том числе, за счет федерального бюджета, соответственно, с этой точки зрения и Резервный фонд, и ФНБ, ресурсов для пополнения которого в среднесрочной перспективе не ожидается, выполняют одну и ту же задачу", - сказал он, пояснив, что в этой связи не очень понятно, какой смысл в продолжении администрирования обоих фондов, на что уходят ресурсы, если можно оптимизировать данный процесс.
При этом Люшин отметил, что изменение логики наполнения фондов вовсе не означает, что будут изменены другие бюджетные процедуры, в том числе механизм выплат пенсий. "Говорить об этом, как минимум, преждевременно", - считает он.
Разъединить, чтобы объединить
Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда РФ, в который власти направляли дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен на углеводороды. Резервный фонд является источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов казны, а ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, часть средств фонда была инвестирована в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.
По словам Силуанова, сейчас ситуация, которая была изначально заложена в Бюджетный кодекс по наличию двух суверенных фондов, изменилась. Цены на нефть сократились, в результате чего фонды перестали пополняться.
Правительство РФ на заседании в четверг одобрило поправки в Бюджетный кодекс, в числе которых - исключение из кодекса нормы о нормативной величине Резервного фонда РФ, после достижения которой, согласно существующему бюджетному правилу, власти начинают пополнять ФНБ. Силуанов подчеркнул, что все принятые ранее решения по инвестированию средств ФНБ должны быть выполнены.