МОСКВА, 6 июл — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Российские угольные компании считают предложение некоторых депутатов Госдумы по закрытию портовых мощностей, где практикуется открытая перевалка угля, нерациональным, уверяя, что при правильном использовании открытого типа перевалка никаких угроз здоровью граждан не представляет.
Ранее газета "Коммерсант" написала, что комитет Госдумы по экологии предлагает запретить с 1 ноября на морских терминалах в границах населенных пунктов хранение, обработку и перевалку угля с использованием грузовых складов, конвейерных систем, перегрузочного и прочего оборудования открытого типа.
В компаниях также предостерегают от сильнейшего социального потрясения: при закрытии терминалов, будут уволены тысячи работников, а бюджет страны не досчитается круглой суммы дохода. Эксперты солидарны с угольщиками: они находят предложения в большей степени популистскими и предлагают вводить другие меры для обеспечения экологической безопасности населения.
В группе компаний "Каракан инвест", работающей на Караканском угольно-энергетическом кластере (КУЭК), агентству "Прайм" пояснили, что проблема неэкологичности перевалки угля является комплексной и решать ее нужно через реализацию комплекса мер, поэтапно. По словам первого заместителя генерального директора компании Дмитрия Богданова, решить проблему через запрет открытой перевалки угля одномоментно не удастся.
"Введение запрета может сильно ударить по всей угольной промышленности страны, пострадают и владельцы портов, и РЖД, которые являются основным перевозчиком угля", - сказал он, пояснив, что более одной трети всех грузовых ж/д перевозок приходится на уголь.
"Угольщики потеряют возможность поставлять свою продукцию на экспорт, и высвободившиеся объемы не смогут быть реализованы на внутреннем рынке", - предостерегает Богданов, отмечая, что в такой ситуации отрасль в один момент столкнется с кризисом перепроизводства и будет вынуждена сокращать объемы бизнеса. "Это может привести к сокращению тысяч рабочих мест в угледобывающих регионах РФ, а также в регионах, где расположена портовая инфраструктура. На мировом рынке нашу нишу в кратчайшие сроки займут поставщики из Индонезии, Австралии Колумбии и восстановить ее будет не просто", - замечает он.
Источник в одной из угольных компаний считает, что депутаты абсолютно не понимают, о чем говорят. "Депутат беспокоится за экологическую проблему, но не может предложить грамотное решение", - сказал он, заметив, что проблема угольной пыли действительно существует, но при грамотном использовании существующих мер экологической защиты, никакого вреда ни окружающей среде, ни населению не будет.
"Нужно применять технологии защиты: ветрозащитные стены, туманообразующие пушки. Например, ковш с углем можно раскрыть на высоте 5-10 метров, что ускоряет погрузку, но поднимает угольную пыль. Если же заботиться об окружающей среде, то ковш нужно опускать практически в трюм судна, тогда пыления никакого не будет", - пояснил он, напомнив, что мировые открытые терминалы существуют без каких-либо проблем.
Он привел в пример порт Ванкувера, где погрузка угля открытым способом осуществляется буквально в 200 метрах от жилых домов. "Существование в Европе открытых терминалов никому не мешает", - заключает он, настаивая на применении правильных технологий защиты.
Источник в другой угольной компании разделяет мнение коллеги и говорит, что по предварительным данным, экспорт угля из РФ в 2017 году превысит внутреннее потребление, которое то же время остается на прежнем уровне. "Происходит наращивание добычи угля, которое трансформируется в экспорт", - поясняет он, замечая, что уголь является одним из основных товаров экспорта РФ, который активно уходит на рынки АТР, где спрос на него растет.
По словам представителя компании, для полного избавления от угольной пыли необходимо модернизировать портовые терминалы и вести погрузку в полном соответствии с технологией защиты. В противном случае РФ не досчитается довольно большого дохода, заключает он.
Аналитик АО "Открытие брокер" Тимур Нигматуллин отмечает, что проект поправок недостаточно хорошо проработан и несет в себе значительные риски для компаний угольной отрасли, портов и таких связанных сторон, как РЖД и ТЭЦ. "Ключевыми недостатками, с одной стороны, выступают слишком жесткие ограничения на перевалку и чрезмерно жесткие сроки введения ограничений – скорее всего, участники рынка не успеют под них подстроиться и/или будут вынуждены понести сопутствующие высокие расходы", - сказал он агентству "Прайм".
По его мнению, оптимальным решением было бы не введение запрета на перевалку открытым способом, а ограничение содержания твердых частиц в воздухе, "чтобы бизнес сам мог выбирать наиболее оптимальную технологию". "Кроме того, имеет смысл растянуть переходный период на 2-3 года, чтобы не спровоцировать коллапс среди производителей, логистических мощностей и потребителей топлива", - отмечает Нигматуллин.
Аналитики "Атона" отмечают, что на уголь приходится свыше 25% всех грузов, перевозимых в России по железной дороге. "И это куда более серьезная экологическая проблема, чем свалка недалеко от Москвы, недавно закрытая президентом России", - поясняют они. Мы считаем обсуждаемые меры популистскими на данном этапе и не ожидаем существенной реакции акций производителей угля на эту новость.
В чем соль
Инициатива по запрету появилась, когда один из жителей Находки во время прямой линии 15 июня пожаловался президенту РФ на угольную пыль. В комитете по экологии объясняют необходимость закона соображениями охраны здоровья граждан. Зампред комитета по энергетике Дмитрий Исламов назвал предложения "вредными" и подсчитал, что на перепланировку портов может потребоваться до пяти лет и не менее 150 млрд рублей. К тому же, по его словам, закрытые склады могут принести другую проблему – пожары, так как уголь склонен к самовозгоранию.
При принятии закона, по его словам, будут закрыты 23 порта. По данным "Коммерсанта", это может повлечь за собой сокращение экспорта российского угля вдвое. Источник газеты на рынке говорит, что при переходе на закрытый тип перевалка подорожает на 70–80%, что снизит конкурентоспособность российского угля.