МОСКВА, 26 июл - ПРАЙМ. Федеральная антимонопольная служба, призванная осуществлять в России контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок, постоянно говорит о громадных проблемах в секторе и неидеальности законодательства. Однако в последнее время ситуация стала налаживаться. О том, какие позитивные изменения происходят в сфере госзакупок, какие законодательные инициативы готовит служба, смогут ли проводиться закупки по 223 ФЗ у единственного поставщика, а также о том, от кого будет принимать жалобы ФАС при закупках, рассказал в интервью агентству "Прайм" замглавы службы Рачик Петросян.
- Рачик Ашотович, в ФАС вы курируете контроль размещения госзаказа. Год от года служба говорит о том, что законодательство в сфере закупок не идеально. Как складывается ситуация сегодня? Есть ли позитивные изменения?
- Давайте начнем с цифр, которые красноречиво характеризуют состояние дел. По итогам 2016 года мы рассмотрели 84 тысячи жалоб по госзаказу и почти 8 тысяч жалоб на закупки госкомпаний. Это на 14 и 1,5 тысячи соответственно выше, чем в 2015 году, то есть рост составил более 20% за год. Количество жалоб, поступающих в ФАС, на государственные закупки и закупки госкомпаний постоянно растет, и это свидетельствует о том, что проблемы в этих сферах до сих пор не решены. Однако рост обращений также говорит и об увеличении доверия предпринимателей к антимонопольному органу, а также и эффективности восстановления их нарушенных прав.
Стоит отметить, что по итогам прошлого года объем закупок по закону о закупках по 223 ФЗ составил порядка 26 триллионов рублей в год, а по закону о контрактной системе, 44 ФЗ – 6 триллионов рублей. При этом 44 ФЗ, несмотря на свои недостатки, представляет собой более прозрачный и продвинутый порядок осуществления закупок, чем 223 ФЗ. Последний носит рамочный характер и фактически обязывает заказчиков обеспечить лишь публичность торгов. В результате, лишь около 5% закупок можно отнести к конкурентным процедурам. Остальные 95% - это закупки у единственного поставщика и закупки с применением "иных способов" вроде "приглашения к сотрудничеству", "иного не запрещенного законом способа", "прямого контакта", "прямого выбора". Всего в 2016 году зафиксировано порядка 4,5 тысячи таких способов, при этом многие из них маскируют закупки у единственного поставщика. Более того, по данным Минфина, за первое полугодие 2017 года число таких способов уже достигло почти 4,8 тысячи.
Ситуацию должен изменить пакет поправок в законодательство о государственных закупках и закупках госкомпаний, разработанный ФАС совместно с Минфином и Минэкономразвития. В частности, он предусматривает внедрение в 223 закон закрытого перечня из 7-10 процедур для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок проведения которых будет жестко регламентирован. При необходимости госкомпании, конечно же, смогут проводить закупку у единственного поставщика. Однако они должны будут честно и открыто об этом заявить, а не маскировать закупку у единственного поставщика сотнями, даже тысячами способов неконкурентных закупок.
- На какой стадии принятия этот пакет?
- Мы надеемся, что рассмотрение законопроектов во втором чтении будет осенью. В них сохранились почти все основные пункты, включая перевод всех государственных закупок в электронную форму и введение единой регистрации участников через ЕИС.
С полным переводом всех государственных закупок в электронную форму предложения участников торгов станут анонимными, что лишит заказчика возможности отклонить заявку из-за того, что её подала "не та" организация, нам удастся значительно снизить субъективизм при выборе победителя. Такое изменение имеет особую важность в случае с конкурсами, где часто фиксируются манипуляции с бумажной формой заявок и высока значимость субъективных критериев оценки поданных заявок.
Кроме того, такой формат закупок позволит добиться экономии бюджетных средств за счет заключения контракта с участником, предложившим лучшую цену. Также перевод всех торгов в электронную форму расширит географию потенциальных участников, ведь для подачи заявки не придется приезжать к заказчику в конкретный день и час, нести дополнительные финансовые расходы. Отмечу, что в случае с 223 ФЗ поправки пока что переводят в электронную форму только закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Но и это уже огромный шаг на пути к совершенствованию системы закупок госкомпаний.
Что касается единой регистрации поставщиков через ЕИС, то такое изменение упростит участие и снизит издержки участников в виде потраченного времени и трудозатрат. Сейчас для участия в торгах нужно для начала зарегистрироваться на той площадке, на которой они проводятся. А таких площадок несколько, и у каждой свои правила. С принятием же поправок процесс регистрации участников всех торгов значительно упростится: достаточно будет зарегистрироваться в ЕИС один раз и принимать в дальнейшем участие в закупках на любой из площадок.
- 18 июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил, в том числе ФАС, разработать меры, направленные на снижение объемов госзакупок у единственного поставщика. Какие предложения поступят от ФАС?
- Да, мы получили это поручение и готовы продолжить работать над установлением ограничений для осуществления закупок у единственного поставщика. Такая работа уже ведется: есть проект акта, который регламентирует порядок внесения предложений об определении единственного поставщика. Его принятие должно минимизировать случаи определения единственных поставщиков: предложения просто не попадут в правительство, если не будут соответствовать ключевым требованиям.
Стоит отметить, что ФАС является горячим сторонником отбора поставщика или исполнителя конкурентным способом, так как, в отличие от закупки у единственного поставщика, он способствует прозрачности осуществления закупки, развитию конкуренции и более эффективному расходованию бюджетных средств.
- Давайте вернемся к "проблемному" закону о закупках. Если говорить о распространенных среди заказчиков нарушениях, то с чем чаще всего сталкиваются участники торгов по 223 ФЗ?
- Чаще всего заказчики-госкомпании незаконно ограничивают количество участников закупки. К примеру, в документации устанавливаются требования о наличии у участника персонала исключительно в штате организации или материально-технических ресурсов исключительно в ее собственности. Из-за этого ряд компаний, привлекающих работников по гражданско-правовому договору и использующих материально-технические ресурсы на праве аренды, лишаются права на участие в торгах.
Очень распространено также фиксирование в документации требования о том, что участник должен быть производителем либо официальным дилером производителя продукции, предлагаемой к поставке. Мы считаем подобные требования недопустимыми, поскольку другие компании абсолютно законно имеют возможность поставлять те же товары и, зачастую на более выгодных условиях. Также ограничивает круг участников требование об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых субподрядчиков или вовсе запрет на их привлечение.
Нередко при проведении закупок по строительству заказчики не размещают проектно-сметную документацию. В результате остается неясным объем работ, подлежащих выполнению и участникам сложно оценить свои возможности, сформировать адекватное предложение. Сложности при формировании заявки возникают у участников и в случаях, когда в документации о закупке некорректно устанавливаются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.
К подобным злоупотреблениям заказчиков при проведении торгов приводит, в том числе, несовершенство, а если быть точным, практически полное отсутствие законодательного регулирования процедур закупок госкомпаний. Как следствие – растущее число жалоб от участников торгов.
- К слову, о жалобах. Верховный суд РФ считает, что ФАС должна рассматривать жалобы по 223 ФЗ только от участников закупок. Имеет ли теперь смысл жаловаться в антимонопольный орган лицам, не участвовавшим в торгах? Будет ли ФАС принимать такие обращения и реагировать на указанные в них нарушения?
- Действительно, недавно Верховный суд вынес несколько определений, в которых указал на отсутствие у ФАС полномочий по рассмотрению жалоб на закупки госкомпаний от лиц, не участвовавших в них. До этого обжаловать действия заказчика по 223 ФЗ могли также лица, не подавшие заявку на участие в закупке, поскольку по нашему мнению, закон даёт им такое право в определённых случаях, и такое лицо впоследствии может подать заявку на участие в закупке.
Однако, прислушавшись к позиции суда, мы приняли решение о процессуальном возврате жалоб от физических лиц, касающихся закупок некоторых видов работ по 223 ФЗ.
В частности, речь идет о работах, выполнение которых не может быть осуществлено физическими лицами в силу их правового статуса. В некоторых случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься теми или иными видами деятельности только на основании специального разрешения, членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. К примеру, работы по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства могут выполнять только лица, являющиеся членами СРО. Однако стать ими и, как следствие, выполнять такие работы могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, но не физические лица.
Важно отметить, что в настоящий момент жалобы от физических лиц на такие закупки рассматриваются ФАС России не в порядке статьи закона о защите конкуренции, а в качестве обращений в соответствии с законом о порядке рассмотрения обращений граждан. И если по результатам рассмотрения таких обращений в действиях заказчиков или организаторов закупок будут выявлены признаки нарушений закона о защите конкуренции или КоАП РФ, мы примем все предусмотренные законом меры - возбуждение дела, выдача предписания, назначение штрафа. По нашему мнению, институт общественного контроля оказывает большое положительное влияние на обеспечение равного доступа предпринимателей к торгам.
Подчеркну, ФАС не прекратила принимать жалобы на закупки госкомпаний от физических лиц. Изменена лишь процедура рассмотрения жалоб по довольно узкому сегменту закупок, участниками которых физические лица в принципе быть не могут.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.